5 Класс



VI четверть

Урок18.

20 апреля 2024года

Тема урока: Правление Владимира Мономаха.

Домашнее задание: § 8 стр.65-68.учебника и Приложение к уроку,подготовленное учителем,уметь отвечать на вопросы.

Текст к уроку." История жизни Владимира Мономаха."

Владимир Мономах родился в 1053 году. Он был внуком знаменитого деда Ярослава Мудрого.Он был любимым сыном четвертого сына Ярослава Мудрого – Всеволода и не мог расчитывать на главный киевский престол.Мать Владимира, греческая царевна Анна была дочерью византийского императора Константина Мономаха.Владимир был внуком Константина Мономах материнской линии.Владимир носил сразу три имени княжеское - Владимир, христианское - Василий и дедовское прозвище - Мономах. Детские годы княжича прошли в Переяславле на южном рубеже, где начиналась оборона Руси от кочевников. Князья рано вступали во взрослую жизнь.. Владимир получил хорошее образование и обладал писательским талантом. Шестнадцать лет княжил Мономах в Чернигове. Владимир к этому времени был уже женат на английской принцессе Гите, Владимир был сильным и влиятельным князем на Руси, удачливым полководцем, не знающим поражений.1076 году старшие князья поставили Мономаха во главе русской рати, отправившейся на помощь полякам, в их войне с чехами и немцами. Это был первый поход русского войска в Европу.В 1080 году он отбил набег половцев на черниговские земли. Позднее разгромил выступивших против Руси кочевников тюрков.Владимир Мономах как и его дед Ярослав Мудрый желал единства Русской земли. И в 1097 году ему удалось собрать всех князей на съезд в городе Любече. Любеческий съезд закрепил своим решением основной смысл предсмертного распоряжения Ярослава о престолонаследии.  Не от отца к сыну а к  старшему в роду. Но  усобицы продолжались и после съезда князей.

В 1113 году великий киевский князь Святополк умер началась борьба за власть в Киеве.  В Киеве вспыхнуло восстание. Верхи города пригласили Владимира Мономаха в Киев со 2 раза он согласился.Усмирив восстание, Владимир оставался в Киеве и началось правление Великого князя 60 летнего Владимира Мономаха.Он правил княжеством 12 лет.

Вопросы для беседы на уроке:

1.Почему князя Владимира  назвали Мономахом ?

2. Кем приходится Владимир Ярославу Мудрому?

3. Почему о Владимире Мономахе историки пишут « он провел жизнь на коне и на ковре»?

4. Какую цель поставил перед собой Владимир Мономах?

5. Удалось ли Мономаху обьединить Русь?

6. Как удалось князю Владимиру стать великим киевским князем? Как долго он правил?

7. Почему Владимира Мономаха считают хорошим полководцем?

8. Что вы знаете о шапке  Мономаха , где она сейчас находится?

9. Что означает русская поговорка: «Тяжела ты шапка Мономаха»

Дополнительный материал:

Шапка Мономаха

Согласно  неподтвержденной легенде Византийский император Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом,не желая войны, отправил своему внуку в Киев богатые дары в подарил  эту шапку,как символ власти. Историки с таким обьяснением не согласны. Шапка Мономаха является предметом дискуссии учёных-историков на протяжении нескольких веков Есть много разных гипотез о ее происхождении. Сейчас она  находится в Оружейной палате Московского Кремля  и относится к числу древнейших ее ценностей.

 Задания для любознательных( выполнить по желанию)

1. Задание юному криминалисту.

Представьт себе,что ты  детектив и у тебя есть задание:прочитать текст,случайно попавший тебе в руки, и догадаться:

А)какой мотив был у участников описанной сцены в доме у князя  Владимира Мономаха?Зачем  византийские послы приехали в Киев?

Б) что за главный подарок,вручили послы из Византии Князю Владимиру Мономаху.

 Текст:

 В терем князя Владимира,которому исполнилось 66 лет, входят византийские послы.

« – Мир вам, люди добрые, поклон вам, русичи!

– Добрый день, кто вы и куда путь держите ?

– Мы послы греческие, а идем мы в стольный Киев – град. С поручением идем да с подарками от императора.

– Что за поручение? –

– Мира мы хотим с вашим князем, мира на земле византийской»  ответили послы  князю Владимиру.

«Ну да некогда с вами разговоры вести, дела нас ждут» сказал Владимир

« Подожди князь наш император прислал тебе подарки»

Они поднесли в виде даров венец ( венок на голову)  он был золотой и богато украшен драгоценным каменьем. Вместе с венцом они поднесли императорскую хламиду (накидку ), драгоценный пояс, скипетр и чашу из камня яшмы. И еще подарили они ему  один очень важный предмет,который в настоящее время имеет собственный вес 698 гр., страховая сумма больше.– 3 млн. рублей. , хранится в Москве.»

2. Задание юному ученому- филогогу( спецалисту по русскому языку и литературе) 

Представь,что ты ученый филолог.Прочитай текст «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха» придумай пример из нашей жизни с этим выражением.

 Текст:

«У  А.С.Пушкина в трагедии «Борис Годунов»  царь Борис говорит слова: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». Почему тяжела? Нелегко было Владимиру в такое тяжелое время править русским государством. Он стремился добиться справедливости, устранить вражду, победить врагов. Не тяжел был ни соболиный мех, ни бриллианты, ни дорогие камни, ни золото. Шапка – символ власти и тяжела она была своей ответственностью, которая возлагалась на того, кто правит государством. В наше время эта цитата стала распространенной. В словаре крылатых слов и выражений оно имеет значение как какое-либо тяжелое положение».

 3.Задание юному ученому историку

 Представь ,что ты ученый историк .Прочитай  текст и сделай вывод, что заставило князя  Владимира  написать«Поучения Владимира Мономаха» своим детям.

  Текст:

«Конец 1118 годов Мономах провел в Киеве. Он стал  болеть, передавая дела старшему сыну Мстиславу. В эти месяцы Мономах многие дни проводит в своей палате за книгами. Уже давно, с тех пор, как прочитал бывшее в его библиотеке «Отцовское поучение некоего англичанина», у него зародилась мысль оставить и своим сыновьям поучение о том, как жить, как управлять, воевать и хозяйствовать. И вот теперь он понимал, что жить ему оставалось не так уж много.Но пока силы есть, пока голова ясна, нужно все, что выстрадано, передумано, отдать людям и прежде всего сыновьям, которым надлежит отстаивать его дело.

В этот вечер он пораньше отослал слуг, плотно прикрыл дверь, разложил на столе лист чистого пергамента, задумался, вывел первые слова: «Я, дедом своим Ярославом  назван в крещении русским именем Владимир, отцом любимым и матерью своею из рода Мономахов…» Он помедлил, подумал и продолжал писать буквицу за буквицей. Он работал целый вечер и сумел написать о многом, а главное – о единстве Руси. Это главная задача,коротую он завещал детям -сохранить Русь целым,сильным государством ,как этого хотел его дед Ярослав Мудрый.»

4) задание юному художнику ( по желанию)

Нарисовать портрт князя Владимира Мономаха или  шапку Мономаха

III четверть

Урок17.

2 марта 2024года

Тема урока:  Князь Ярослав Мудрый.

 Домашнее задание;§7.стр58-63.

 Уметь ответить на уроке на вопросы.

1.За что  князя Ярослава прозвали « мудрым»?

2. Какой вклад внес князь Ярослав в развитие культуры?

3. Как назывался первый сборник законов, созданный на Руси во времена правления Ярослава Мудрого? Почему  возникла необходимость создать такой сборник законов?

4. Какую политику проводил князь Ярослав по отношению  к другим государствам?

5.  С какой целью Ярослав  заключал браки своих  детей с иностранными королями и принцессами?

6. Каковы были отношения Руси с Византией во времена правления Ярослава Мудрого?

Выучить новые исторические термины.

 Жертва- человек,пострадавший или погибший от чего-либо. 

  По-немецки:    Das Оpfer.

Закон –это постановление государственной власти.

По –немецки:    Die Regel.  Das Gesetz.

 Свод( сборник) законов-  Законы Древней Руси, собранные вместе.    

По –немецки:   Die Reihe von Gesetzen.

 
 Отрывок из фильма "Ярослав Мудрый"



Урок 16

24февраля 2024 года

Тема урока:    Борьба за власть сыновей князя Владимира.

 Домашнее задание:§7 стр.56- 58.


 Уметь ответить  на вопросы;

1. Какие события происходили на Руси после смерти Владимира  Святославича?

2.Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?

3. Существует древнерусская икона "Борис и Глеб". Они стали первыми святыми мученниками на Руси. Почему?

4. Кто из братьев в конце концов стал великим князем?

6 . Как ты думаешь, эта борьба за власть наносила вред русскому государству? 

Текст к уроку. 

Принятие христианства способствовало сплочению всех русских земель, но управлять огромной территорией было очень непросто Что предпринял Владимир? Каким же образом он решил управлять таким огромным государством?Он посадил править каждого из своих 12 сыновей в отдельные княжества. Началась междоусобица. Любимыми сыновьями Владимира были Борис и Глеб. Князь Владимир желал передать Киевское княжество Борису. Святополк и Ярослав были не согласны с этим. Князь Ярослав отказался посылать дань в Киев, и тогда Владимир приказал собрать войско против него, но и Ярослав призвал на помощь наемные варяжские отряды.Смерть Владимира помешала столкновению отца с сыном Святополк воспользовался отсутствием Бориса в Киеве, подкупил киевлян, они признали его своим князем  Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге..Ярослав выступил против Святополка.1016 год – бой у города Любеч, 3 месяца простояли братья на разных берегах Днепра. Ярослав первым переправился через Днепр и разбил киевлян.  Святополк решил бежать к отцу своей жены – польскому князю Болеславу Храброму Болеслав желал расширить свои владения и в 1018 году отправляется со Святополком в Киев. Болеслав и Святополк разбивают войско Ярослава.  Овладев Киевом, Болеслав отказывается возвращать Киев Святополку . Святополк подстрекает киевлян выступить против поляков. Болеслав возвращается в Польшу, Святополк занимает Киевское княжество вновь. 1019 год – Столкновение Ярослава и Святополка. Победа Ярослава. Святополк попытался найти приют в Польше, но по дороге умерает.Тут другой брат князь Мстислав вступает в борьбу за власть.Мстислав победил в сражении и братья разделили Русь на две части по Днепру.В 1036 году  умерает Мстислав, Ярослав становится единоличным правителем Киевского княжества. 

  "Святополк Окаянный". История государства Российского.Серия 19.


Урок 15

17 февраля  2024

 Повторение в игровой форме по теме:" Первые русские
князья".
.
 


Урок 14

10 февраля  2024

Тема: Князь Владимир.Крещение Руси.

Домашнее задание:§ 6.


 Крещение Руси.Отрывок из  фильма.
 Преображение князя Владимира. Отрывок из фильма


Ответить на вопросы:

1.Из какой страны пришло христианство на Русь?

________________________________________

2.Когда было принято христианство на Руси_______________

3.Кто крестил Русь__________________________

4. Почему князя Владимира прозвали святым?

5.  Проводился обряд крещения в Древней Руси  добровольно или насильствено?____________

6. Какое значение имело  для жителей Древней Руси принятие христианства?Ответить устно.

7 .Какие еще мировые религии ты знаешь? Чем они отличаются от язычества?

Записать в тетрадь термины и запомнить их:

Христианство- религия ,основанная на вере в Иисуса Христа и его учение.

Священник- служитель  православной церкви.

Крещение – обряд,с помощью которого человека приобщают к христианской вере, человека погружают в воду или кропят водой.

Православная вера- одно из направлений в христианстве.



Урок 13
3 февраля 2024 г.

 Тема урока:Сыновья Святослава.

 Домашнее задание: §5 стр. 44-46

 Вопросы к  домашнему заданию :

1.  Сколько сыновей  было у князя Святослава? 

2.   Кто стал великим князем в Киеве  после гибели Святослава?

3.   Как ты думаешь, почему между братьями началась борьба?

4.   Расскажи о гибели  древлянского князя Олега,среднего сына Святослава.

5.   Где правил князь Владимир и что он предпринял после гибели брата Олега?

6.   Что случилось с великим киевским князем Ярополком?

7.   Как Владимиру удалось захватить Киевский престол? Было ли это законно или насильственно?

8.   Как ты лично оцениваешь поступки трех братьев?


 

 

 


Урок 12
27 января 2024 г.

Тема: Князь Святослав.

Домашнее задание: §5 часть 5, или текст из блога.


 Князь Святослав.

был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга.

   Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

   В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов.

   Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги.

   Мирная жизнь не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.

  

Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств. Князь Святослав до конца дней своих оставался язычником и не поддался на уговоры матери – княгини Ольги – принять христианство.

   


Аудио учебник §5.

       Вопросы к  домашнему заданию:

1.  1. Чьим сыном был Святослав?

2.   2.Каким описывает нам летописец князя Святослава?

3.   3.Какие походы совершил князь Святослав? Каковы были цели его походов?

4.   4.Какие  Славянские племена подчинил себе князь Святослав?

5.   5.Удалось ли Святославу завоевать Дунайскую Болгарию?

6.   6.Как повел себя император Византии ,когда узнал о победах Святослава?

7.    7.Как погиб князь Святослав?

8.   Летописцы считали Святослава великим князем, а народ не сложил о нем ни одной былины и был равнодушен к его подвигам.   А что думаешь ты о Святославе?

9.   Сравни правление княгини Ольги и правление ее сына Святослава.  Кто из них больше сделал для Руси? 

  История государства Российского.Н.М. Карамзина серия.8. Святослав.


Урок11
20 января 2024 год.

Тема:Княгиня Ольга- первая женщина правительница.

Домашнее задание§ 5, . Текст из блога. Вопросы. Термины

.

Княгиня Ольга.Жизнь и правление.

 Княгиня Ольга стала первой женщиной на Киевском престоле  в период правления династии Рюриковичей и редкой для своей эпохи женщиной правительницей крупного государства.

Родилась Ольга в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой.Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga (византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга).По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

 Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. “И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..”

 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой Иисполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников города были перебиты, остальные покорились.“И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..”

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты уроки.Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».

Следующим деянием Ольги, отмеченным в летописи, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно Повести временных лет это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». Повесть и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу".

Вопросы к  домашнему заданию:

1.   Почему после смерти князя Игоря на киевском престоле оказалась женщина ? Кто она была князю Игорю?

2.    Где родилась княгиня ?  Какие факты, указанные   в летописи ,говорят о ее варяжском происхождении?

3.   Согласно летописи, Ольга страшно отомстила за смерть  мужа три раза. В чем заключалась месть Ольги ,по рассказу летописца?

4.    Как вы думайте, Ольга была жестокой женщиной или она жила и правила в такое время,когда мстить за смерть  человека было в порядке вещей?

5.    Ольга не только отомстила за смерть мужа,но и сделала важные выводы. Какие реформы провела Ольга в государстве?

6.    Какую веру приняла княгиня Ольга в 957 г.?

7.     Выучите новые  термины:

Уроки – размер, установленной Ольгой, дани с подвластного населения.

 Погосты – места сбора дани с подвластного населения. В современном русском языке- сельское кладбище.

Полюдье — способ сбора дани князю  с восточнославянских племён. “Полюдье” происходит от слов “ходить по людям”. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной (в апреле)

 


II четверть.
Урок11
9декабря  2023 год

Тема урока :Князь  Игорь.

 

 Домашнее задание: § 5, часть 3. Стр42-43. Текст из блога. Вопросы.

Князь Игорь

Игорь Рюрикович – великий князь Древней Руси, сын Рюрика, муж княгини Ольги, отец Святослава. Династия Рюриковичей правила государством свыше 700 лет. О событиях, в которых участвовал князь Игорь, сегодня известно только из ряда летописей, порой противоречащих друг другу. Точная дата рождения Игоря неизвестна. Наиболее вероятно, что родился он в 875 году. Его отец Рюрик был основателем древнерусского государства. Но когда он умер в 879 году, мальчик был слишком мал, чтобы править. Поэтому Игорю был назначен регент – родственник Рюрика – Олег. Он был воином и нередко брал мальчика в военные походыО матери Игоря информации крайне мало. Только в Иоакимовской летописи указано, что ею была норвежская княжна Ефанда. Историк Татищев считал ее сестрой Олега. К власти князь пришел не по достижении совершеннолетия, а только после смерти Олега. Игорю на тот момент было уже около 37 лет.Поэтомуего имя упоминается с прилагательным «Старый». Вещий Олег оставил Игорю богатое государство, собственным примером показав, как с ним управляться. Но власть принесла немало забот. Как только древляне узнали о смерти Олега, сразу же отказались выплачивать новому правителю дань. Игорь был вынужден собрать дружину и отправиться в их земли. А чтобы им в дальнейшем было неповадно бунтовать против князя, обложил их данью вдвое больше прежней. С тех пор древляне затаили на него сильную обиду. После восстания древлян он решил иначе собирать дань с людей. Ежегодно вместе с дружинниками князь объезжал подвластные ему земли и собирал «налог» племен, которые там жили. Брал все: муку, зерно, мед, шкуры животных и др. Теперь это называлось полюдьем. Но вот люди Игоря вели себя с народом крайне грубо и дерзко. Да и сам князь отличался крутым и вспыльчивым нравом. Самыми важными военными походами в жизни князя Игоря становятся его походы на Византию. В 941 году он приплыл в Византию в сопровождении тысячи кораблей. Однако грекам удалось отразить нападение, они применили на тот момент новое оружие – «греческий огонь» – смесь нефти и других горючих веществ. С помощью «огня» они сожгли большинство вражеских кораблей.Игорь был вынужден вернуться домой, но только с одной целью – собрать новое войско для следующего похода на Византию. В этот раз его ждал успех. Князь заключил с византийцами мирный договор, по которому ему была предусмотрена денежная выплата. Женой Игоря стала псковитянка со сказочным именем Прекраса, которой молодой князь перед заключением союза дал новое имя – Ольга. В некоторых источниках говорится о том, что Ольга – дочь Олега. А именно Олег и сосватал ее Игорю. . В 945 году его дружинники уговорили правителя отправиться собирать полюдье в древлянские земли. Они брали дань сверх назначенной меры. На обратной дороге в Киев во время привала Игорь неожиданно решил вернуться к древлянам за дополнительной данью. Князь отпустил часть войска с уже собранным полюдьем в Киев. А сам с малым числом дружинников отправился назад.Как только древляне услышали о возращении князя, они решили мирным способом урегулировать ситуацию, но Игорь отказался покидать земли. Поэтому древляне во главе с их правителем, князем Малом, решили восстать против Игоря. Игорь был в меньшинстве, его дружинников древляне быстро поразили, князя взяли в плен, а вскоре казнили. Князя Игоря похоронили недалеко от города Искорость.

Вопросы к домашнему заданию:

1.     Как славяне называли викингов?

2.     Кто стал управлять Древней Русью после смерти князя Олега?

3.     Докажите ,что князь Игорь тоже относится к династии Рюриковичей?

4.     От кого пошла династия Рюриковичей на Руси?

5.      В какую страну совершил два похода князь Игорь?

6.      Что такое дань?

7.      У каких племен собирал дань князь Игорь?

8.      Какую ошибку совершил князь Игорь и она стоила ему жизни?

9.     Рюрик, Олег, Игорь…-кем они являлись для славянских племен?

  Выучить слово:

Дань – плата, которую брали победители с побежденного племени

(продуктовый  или денежный налог, побор с покоренных племен)

 Полюдье- ежегодний сбор дани.

Урок 10.

 2декабря 2023 год. 

Тема урока:  Князь Олег.


 Домашнее задание: § 5, часть 3.

 Вопросы к  домашнему заданию :

1.    К какой династии относился князь Олег?

2.    После кого стал править князь Олег?

3.     Как Олегу удалось обьединить два центра Новгород и Киев и создать единое Древнерусское государство? В каком году это было?

4.    Какой город назвал  князь Олег « матерью городов русских» и сделал своей столицей.

5.     Кто из русских поэтов написал«Песнь о вещем Олеге»?

6.    О чем говорится в этом произведении? Уметь кратко  пересказать.

7.    На ворота какого города прибил свой щит князь Олег в знак победы?

8.    Какой город русские называли Царьградом?

9.    Как погиб князь Олег?

Повторить  дату:

       882 год- образование Древнерусского государства.

 Запомнить слова:

Князь – правитель Древней Руси.

 Династия- ряд правителей, происходящих из одного рода и сменяющих друг друга на престоле.

Дружина- боевое войско князя.

Дань- плата покоренных народов победителю.

  

Урок 9.

 25 ноября 2023 год. 

Тема урока:Первые князья на Руси. Рюрик.

Домашнее задание: § 4 

 Аудио учебник.§4


 Отрывок из  фильма" Рюриковичи". Призвание Рюрика.

 Вопросы к домашнему заданию:

1. Что вы понимаете под словам  « государство»?  Какие признаки включает это понятие? Для чего нужно государство?

2.Кто такие варяги?Почему славяне решили пригласить варягов  управлять ими?

 3. О чем спорят историки,сторонники норманской теории с ее противниками (антинорманистами)?

3.От кого пошла династия Рюриковичей на Руси?

Алексей Толстой

История Государства Российского в стихах.( Отрывок)

 1

Послушайте, ребята,

Что вам расскажет дед.

Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

 2

А эту правду, детки,

За тысячу уж лет

Смекнули наши предки:

Порядка-де, вишь, нет.

3

И стали все под стягом,

И молвят: «Как нам быть?

Давай пошлем к варягам:

Пускай придут княжить.

 4

Ведь немцы тороваты,

Им ведом мрак и свет,

Земля ж у нас богата,

Порядка в ней лишь нет».

  5

Посланцы скорым шагом

Отправились туда

И говорят варягам:

«Придите, господа!

   6

Мы вам отсыплем злата,

Что киевских конфет;

Земля у нас богата,

Порядка в ней лишь нет».

7

Варягам стало жутко,

Но думают: «Что ж тут?

Попытка ведь не шутка —

Пойдем, коли зовут!»

8

И вот пришли три брата,

Варяги средних лет,

Глядят — земля богата,

Порядка ж вовсе нет.

  9

«Ну, — думают, — команда!

Здесь ногу сломит черт,

Es ist ja eine Schande,

Wir müssen wieder fort».

10

Но братец старший Рюрик

«Постой, — сказал другим, —

Fortgeh'n war ungeburlich,

Vielleicht ist's nicht so schlimm.

11

Хоть вшивая команда,

Почти одна лишь шваль;

Wir bringen's schon zustande,

Versuchen wir einmal». 

      12

И стал княжить он сильно,

Княжил семнадцать лет,

Земля была обильна,

Порядка ж нет как нет!

 

   


Урок 8

  11 ноября 2023 год

Тема урока:Верования древних славян


Домашнее задание:§3 стр.31-33.

Уметь отвечать на вопросы:

1.Как называлась религия древних славян?_______________________________________

2. Кому поклонялись славяне и жертвовали им зерно?________________________________

3. Как назывались места ,где славяне молились богам__________________

2.Какой бог покровительствовал скотоводству__________________

4.Какое явление олицетворял Перун___________________

5. Как называли служителей языческих богов_____________________

5. Кроме богов в кого еще верели древние славяне?

6.Придумать сказку на тему « Мой Домовой».устно.

7. Нарисовать любого славянского бога. Задание по желанию ,но на дополнительную оценку.

Выучить термин:

Язычество – одна из многочисленных древних религий,основанную на поклонении различным богам или сверхъестественным существам.

Урок 7

  4 ноября 2023 год

Тема урока:  Хозяйственная деятельность древних славян. Основные занятия.


 Текст к уроку.

Занятия восточных славян 

Основным  занятием   восточных славян было земледелие. Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сна­чала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее за­брасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.. Участки земли использовались в тече­ние нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20 — 30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называется переложной.

Сельскохозяйственные работы состояли из несколь­ких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Она представляла собой широкую крепкую доску с заост­ренными раздвоенными снизу концамиСоха оставля­ла в земле неглубокие частые борозды. Затем почву выкорчовывали, бороной — боронили. Ее делали из деревянных брусьев в виде решетки, на которую крепили деревянные или железные зубья. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренный дни босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. В конце лета наступала страда (жатва). Убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне особенно охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень и гречиху. Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли житом (от слова «жить»). В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Большую роль в жизни восточных славян играли бортничество (собирание меда), рыболовство и охота. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом куницы служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Успешно развивались ремесла: выплавка железа, кузнечное и ювелирное дело.  

 Домашнее задание :1.§3.стр.27

2. Прочитать и пересказать текст:

« Главным занятием славян было земледелие. оно было подсечно-огневым . Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой,  ее рыхлили и засевали.  Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя.Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском.»

3. Рассмотри внимательно схему и назовите основные занятия древних славян


 4.Ответь на вопросы:

3. Какие занятия существуют и сейчас ?

4. Что такое собирательство?Кто им занимался?

5. Сделай свой рисунок одного из занятий славян в тетради.

I четверть

Урок 6

  22 октября 2023 год

 Игра-повторение  в конце четверти.  
"Мы с ребятами играем,что учили,повторяем"

 
 

  14 октября 2023 год.

 Тема урока: Восточные славяне.



Домашнее задание:§3
 стр.26-30.

 Вопросы:

Вспомните,что означает слово предки?

1.Кто такие славяне?  Из каких племен они выделились и где расселились?

2.Рассмотрите карту в учебнике на стр.28 и скажите, на какие  три группы разделились все славянские племена ?

3.К какой ветви славян относится русский народ? а) западные славяне б) восточные славяне ;в) южные славяне

4.Перечислите славянские племена, расселившиеся по территории Русской равнины в 5-9 вв. и названные в документах?

5.В каких природно-климатических условиях проживали восточные славяне?

6.Откуда пошли их названия?

7. На берегах каких рек селились восточные славяне?

7.Каковы основные хозяйственные занятия восточных славян?

      8. Что мы знаем о жизни древних славян,их внешнем     облике?

  Происхождение восточных славян ( Схема)

 
 Аудио учебник.§3.Восточные славяне и их соседи.
 Отрывок из фильма.История России. часть1. Восточные славяне и их соседи.

Урок 5 

7 октября 2023год

 Тема урока: Скифское государство.

 Домашнее задание:§2 стр.20-21.
 Вопросы:
1.Кто такие скифы? Где они обитали?
2. Какую территорию занимало Скифское царство в разные годы своего  существования?
3.Каковы были основные занятия скифов? 
4. Что вы знаете о верованиях скифов и как они отразились на их обряде захоронения?
5. Кто из греческих философов древности оставил описание жизни скифов и их традиций? 
6. Что вы знаете о скифских курганах? О скифском золоте?
7. Чем закончилось существование Скифского государства?
8.  Как вы думайте,что обозначено на этой карте темным цветом? Сделайте надпись.

9. Какой стиль использовали скифы в своих золотых изделиях?



Запомни:

СКИ́ФЫ- это общее название племён, кочевавших или живших оседло за несколько веков до н. э. в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях

 Фильм" Золото скифов в Эрмитаже.

Урок 4

30 сентября. 2023 год

 Тема урока:Первые государства на территории современной России.

 Домашнее задание  §2.

 
Аудио учебник §2.

Вопросы к  домашнему заданию
1.Какие вы знаете греческие города-государства Северного Причерноморья?
2.Что заставляло греков покидать родину?
3. Чем Северное Причерноморье было привлекательно для греков?
4 Что было основным занятием греков колонистов?
5. Можно ли считать, что полис — это государство? Каковы признаки государства?
6. Как образовалось Боспорское царство и какие территории оно объединяло?

  Текст к теме :
Первые государства на территории современной России появились на черноморском побережье.В седьмом – шестом веках до нашей эры Северное Причерноморье осваивали мореплаватели из Древней Греции. Они отправлялись туда в поисках новых мест для поселений. Также греки хотели наладить торговлю с местными жителями.Ими были основаны города на северном и восточном побережьях Чёрного моря, самыми крупными из которых были Ольвия, Херсонес и Пантикапей. Эти города имели полисное устройство. Давайте вспомним, что такое полис. Это город-государство, состоящее из самого города и прилегающей к нему территории. В греческих городах жили в основном купцы и ремесленники. Купцы привозили из Греции оливковое масло и вино, а увозили хлеб и рабов. Ремесленники занимались изготовлением изделий из металла и керамики. Жители греческих колоний занимались и сельским хозяйством, на черноморском побережье они разбивали сады и виноградники. В полисах на Черноморском побережье сохранялся греческий порядок управления. Народные собрания избирали правителей. Но местные жители и рабы не принимали участия в управлении.В пятом веке до нашей эры греческие полисы, которые находились на берегах Керченского пролива образовали Боспорское царство, столицей которого был Пантикапей. Боспорское царство включало в себя территории Таманского и Керченского полуостровов и восточное побережье Азовского моря. Власть в царстве была не выборной, а передавалась по наследству. Местные жители признали власть правителей царства, а племенная знать вошла в состав правящих кругов.
 Общие итоги:
Государства Северного Причерноморья

Начиная с VII века до н. э. в Северном Причерноморье появляются первые греческие колонии, а к середине VI века до н. э. поселения эллинов занимают побережье Азовского моря, Крым и берег Чёрного моря от Тамани до Кавказа

 На берегах Чёрного и Средиземного морей

Для новых городов греки искали места на побережье, обязательно с удобной гаванью и холмом для акрополя.

Обрати внимание!

Колóния — это город, основанный греками вне территории Древней Греции.

На побережье Средиземного моря греками были основаны колонии на юге Италии, Франции и на Сицилии, а также на побережье Испании.

Некоторые города, основанные греками в процессе колонизации, существуют и сегодня.

 На северо-восточном направлении были построены такие города, как Óльвия, Херсоне́с (Севастóполь). Здесь же, на побережье Чёрного моря, греками было основано Бoспóрское царство со столицей в городе Пантикапе́й (современная Ке́рчь). На территории царства был и город Феодóсия, сохранившийся до сих пор, а также Горги́ппия (современная Анапа). Боспорское царство владело большим количеством плодородных земель, поэтому было богато хлебом.

 

Урок 3.

23 сентября 2023 год.

 Тема урока:Начало распада первобытного общества.Появление неравенства и знати

Домашнее задание §1,стр.16-18.

Вопросы к домашнему заданию:

1.    Какие два занятия улучшили получение продуктов питания древнего человека?

2.    Почему отпала необходимость жить большими родовыми общинами( община,в которой проживают родственники)?

3.    Что такое соседская община? В чем ее отличие от родовой общины?

4.     Кто руководил жизнью соседской общины?

5.     Что в ходило в обязанности старейшины и в обязанности вождя?

6.     «Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?

7.    Как ты понимаешь термин «неравенство в обществе»?

8.     К чему приводит неравенство в обществе?

Запомнить новые слова и выражения:

 Соседская община- проживание на одной территории  группы людей, не связанная родственными узами.

Старейшина – самый старый, мудрый и уважаемый человек в общине(племени).

 Вождь- человек, руководивший  военными походами.

Неравенство в общине- это деление людей на бедных и богатых. 


Урок 2.

 16 сентября 2023 год.

 Тема урока: Неолитическая революция. Первые скотоводы и земледельцы

.

 Домашнее задание: §1,стр15-19 

  I.Устно ответить на вопросы:

1.    5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?

2.     Как изменились орудия труда первобытного человека?

3.     Что такое скотоводство?

4.    Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству  привел к большим переменам в жизни древних людей?

5.    Как повлияло умение обрабатывать металлы: меди,бронзы,а потом и железа на жизнь древних людей?

 II.Выучить новые  слова и исторические термины:

 Земледение- обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.

 Скотоводство- одомашнивание животных.

 Старейшины и вожди- наиболее уважаемые люди,которые управляли жизнью общины.

 Неолитическая  революция- переход от присваивающего к производящему хозяйству.

 

Урок 1.

 9 сентября 2023 год.

Тема урока:Древние люди и их стоянки на территории современной России.




Вопросы к  домашнему заданию:  

1.   Когда и где появились древнейшие люди на территории России?

2.   Как вы думаете, почему именно эти южные территории были заселены раньше всего?

3.   Древнейший период существования человека называют каменным веком. Как вы думаете почему?

4.   На какие три периода делится Каменный век?

5.  Как жили и чем занимались древние люди?

6.  Какие вы знаете стоянки древних людей,найденные археологами  на территории современной России ?

7.   Какие предметы были обнаружены?

8.  Что вы знаете о ледниковом периоде,как он изменил жизнь древних людей?

9.   Что такое человеческое стадо? 

Аудио учебник. § 1


Каменный век на территории России


 Первые стоянки  первобытных людей.




Комментарии