К основному контенту

6 класс


III четверть

Урок18

 9 марта 2024 года

Тема урока:Распад Золотой Орды и его

 последствия.Разгром Тимуром Золотой Орды


Домашнее задание §25.

 Вопросы для беседы на уроке.

 1Почему распалась Золотая Орда? Каковы причины?

2.Используя карту, объясните, почему Казанское ханство из всех «осколков» Золотой Орды являлось наиболее опасным противником для русских земель?

3. Кто такой Тимур  (Тамерлан)?Почему историки сравнивают его с Александром Македонским?

4.  Вспомните ,чем закончился его поход на Русь?

5.Как вы думаете, почему распались держава Тамерлана?

6.Какие народы входили в состав Казанского, Астраханского и Сибирского ханств? Охарактеризуйте занятия населения государств — наследников Золотой Орды.

7.Какие религии исповедовали жители этих государств?

8.Как складывались взаимоотношения с Русью государств, возникших после распада Золотой Орды?

9. Какие изменения произошли в Восточной Европе после распада Золотой Орды? 



 Отрывок из фильма " Поход Тимура на Русь"




Урок17

 2 марта 2024 года.

Тема урока: Культура Руси  XIII-XIVвеков.часть 2

 Домашнее задание: § 22,стр59-61. Пункт 4- 5.

Вопросы к  домашнему заданию:

1.    Что вы понимаете под словом культура? Какие формы деятельности человека включает это понятие?

2.   Как вы думайте, повлияло ли обьединение русских земель вокруг Москвы на развитие культуры?

3.   Как вы понимаете слово зодчество? Найдите синоним этому слову.

4.    Из какого материала стали строить здания на Руси в конце XIII века?

5.   Почему Москву при Дмитрии  Донском стали называть «белокаменная»?

6.   Как ты понимаешь слово храм?

    7. Какая основная форма живописи существовала в русских землях?

  8. Кто такой Феофан Грек ? можно ли его работы считать влиянием запада на русскую живопись?

9. Что такое иконостас? Можно ли его считать чисто русским  культурным явлением? 

 10.Найти   значение новых слов и терминов в интернете или в книге и  запомнить их.

  Зодчество.  Живопись. Храм.

 Повторить понятия:

Культура – это  достижения человечества в производственной,  и духовной сферах.

Ико́на — в христианстве священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности и снабжённые специальными надписями и знаками.


Урок16

 24 февраля 2024 года.

Тема урока: Культура  Руси XIIIXIVвеков.часть1.

Домашнее задание:  §22  стр.57-59

 Вспомни главные события этой эпохи  , как они могли повлиять не развитие культуры? Подумай.

2.   Как отразилось монголо – татарское нашествие на развитие русской культуры?

3.    В какой город переместился  центр  русской культуры и почему?

4.    Какие изменения произошли в книжном деле?

5.    Почему книги подешевели? С каким изобретением это связано?

6.    Вспомните,что такое летопись? Почему летописи являются важным источником по истории Руси?

7.    Что такое былины? К какому жанру литературных произведений их можно отнести?

8.    О каких событиях повествуют былины?

9.    Какая совершенная новая форма или новый жанр появился в русской литературе 13- 14 веков?

10. Какая основная мысль проходит во всех проиизведениях  этого периода?

11. Как вы думайте, можно ли полностью доверять  летописям, историческим повестям и былинам при изложении русской истории? Умей обосновать свой ответ.



Урок15

 17 февраля 2024года.

 Тема урока:  Историческое сочинение.Сегодня Нестером летописцем буду я.

 Задание:

1.   Написать историческое  соченение  на тему «Дмитрий Донской. Жизнь во благо  Отечеству» по плану:

- в какое время он жил.

-  внешность,характер.

- в каких событиях он участвовал,его дела,поступки.

- в чьих интересах он действовал.

- что вам лично нравиться в князе,что нет.

- Почему Россия по сей день помнит и чтит своего героя.

2. Нарисовать портрет князя Дмитрия Донского( по желанию, на отдельном листе .)  не забыть подписать.

Урок14

 10 февраля 2024года.

Тема урока:Набег хана Тохтамыша на Москву.

 Фильм "Хан Тохтамыш. Разорение Москвы."



Домашнее задание: § 21.стр 155

 Вопросы к  домашнему заданию

1.    Кто такой хан Тохтамыш?

2.    Почему он решил после поражения монголов в Куликовской битве  все же идти на Москву?

3.    Где был Дмитрий Донской в это время?

4.    Как себя повели князья других княжеств? Поддержали ли они Дмитрия или нет?

5.    Почему  Тохтамышу удалось  взять  Москву несмотря на крепкие каменные стены?  

6.     Сумели ли московские князья сохранить за собой право на великое княжение?

7.     Зная теперь последующие события, как ты оцениваешь  значение Куликовской битвы?

8.    Сравните политику Ивана Калиты  по отношению к Орде с политикой Дмитрия Донского. Какую политику вы считаете более правильной?

Повторить дату

 1380 год- Куликовская битва.( Мамаево побоище)

  Повтори имена:

 Дмитрий Донской.

Сергей  Родонежский.

 Пересвет.

 

Урок 14.

3 февраля 2024 года.

Тема урока:  Куликовская битва.



Куликовская бита ( краткий текст)

Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться11 августа 1378 года,когда войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы. Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Большую помощь москвичам оказали и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска — Челубей, а от русского — инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа. Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк .Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем.

 Домашнее задание  учебник 6кл, стр 50-52       

Вопросы к домашнему заданию: 

1.   Что послужило причиной похода хана Мамая на Русь?

2.   Как собирал войска князь Дмитрий? Кто вступал в его войско?

3.   Кто  такие  Пересвет и Ослябя?

4.    Кто  пообещал помочь Мамаю и стать его союзником?

5.    Почему князь Дмитрий решили перейти реку Дон и дать сражение на другой стороне  реки?

6.   Почему битву назвали Куликовской а князя Дмитрия Донским?

7.    В чем проявился военный талант Дмитрия Донского?

8.    Каковы причины победы русского войска ?

9.    Освободилась ли Русь от ига монголо- татар после этой битвы?

10.В чем значение Куликовской битвы?

 


 Урок13
27 января 2024 год.

Тема урока: Две жизни во славу Отечества. Московский князь Дмитрий Донской  и монах  Сергий Родонежский.

.

 Фильм "Дмитрий Донской" часть 1. Отрывок из серии" Рюриковичи"

  СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Рассказ.

- В знатной боярской семье в городе Ростове родился мальчик. Его родители, Кирилл и Мария назвали сына Варфоломеем. Из-за постоянных набегов монголо – татар родители Варфоломея потеряли всё свое богатство. Пришлось им переехать жить в небольшой город Радонеж.

   Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо, и Петруша – брат 6 лет тоже бойко читал. А для Варфоломея труд непомерный был разобраться в грамоте-Сколько бессонных ночей провёл отрок в слезах и молитве.

 Однажды он повстречался с старцем, который благословил его. С тех пор юноша стал проситься у престарелых родителей уити в монастырь, но отец уговорил его не уходить, пожить ещё немного в семье и помочь старикам-родителям. Спустя много времени, когда родители умерли, Варфоломей вместе со своим братом Стефаном ушли в глубокий лес, чтобы поселиться там вдали от людей. Такие места в то время назывались пустынью.Они хотели уединения, посвятить свою жизнь Богу.

- Сначала братья сделали себе шалаш из веток, затем поставили небольшую избушку, сложили из камней печь. И начали строить церковь. Очень много времени они проводили в тяжёлом труде и молитве. Когда церковь была построена, они привели из Москвы священника, чтобы освятить её. Церковь назвали во имя Святой Троицы. Жить было очень тяжело, Стефан не выдержал такой уединённой жизни и вскоре ушёл в другой монастырь.

Варфоломей остался один. Круглый год он жил в лесу, в своей избушке. Колол дрова, ухаживал за маленьким огородом, пёк сам себе хлеб, молился в церкви. Он был очень терпелив, упорен и во всём полагался на Божью помощь. Недалеко от того места, где обитал Варфоломей жил старик – монах по имени Митрофан, который и совершил обряд пострижения в монахи. Монахов в старину называли иноками.  А по христианским обычаям, когда человек становится монахом, то он получает новое имя. Варфоломей получил имя Сергий.

   Когда стало известно, что в лесу близ Радонежа спасается отшельник, начали приходить к нему монахи один за другим, строили свои кельи. Скоро собралось 12 человек. Таково начало Троице – Сергиева монастыря.       Руководил жизнью монастыря игумен. Игуменом Троице –Руководил жизнью монастыря игумен. Игуменом Троице – Сергиева монастыря стал Сергий.И разнеслась молва по всей русской земле, что живёт около Радонежа святой человек Сергий. Стали к нему приходить люди. Кто оставался жить в монастыре, кто приходил за благословением или мудрым советом, кто просил излечить от тяжёлых болезней. Всем старался помочь Сергий, никому не отказывал. Много раз Сергий мирил ссорившихся князей.  Узнал Сергий Радонежский и о том, что в Золотой Орде появился новый военачальник Мамай, который решил напасть на Русь. Собрал Мамай огромное войско. Но и московский князь Дмитрий Иванович тоже собирал войско, чтобы дать отпор врагу.

  И пришёл князь Дмитрий к Сергию просить совета, ведь впереди намечалась такая страшная битва, какой ещё не видела земля Русская! Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался пока святой закончит молитвы и подошел к нему.Дмитрий приехал к святому Сергию попросить у него совета и благословения на эту значимую битву для всей Руси.После благословения Сергий дал в помощь войску князя Дмитрия двух монахов – богатырей. Пересвета и Ослябю. А князь Дмитрий собрал огромное войско и отправился воевать с Мамаем, чтобы освободить русскую землю от власти монголо – татар. А Сергий Радонежский и все монахи монастыря день и ночь стали молиться за победу наших войнов.

Умер преподобный Сергий Радонежсий в 78 лет.

Домашнее задание:§ 21 cтр.48-49.

 Вопросы к домашнему заданию:

1.   Какую политику вел князь Дмитрий по отношению к князьям других княжеств?

2.   Какую политику вел князь Дмитрий по отношению к Орде?

3.    Кто правил в Орде в это время? Какой процесс начался в монгольском государстве.?

4.    Какие действия князя Дмитрия говорят о том ,что он готовился к решающей схватке  с монголами?

5.   Кто такой Сергий Родонежский?

6.   Человек ,посвятивший свою жизнь служению Богу?

7.   Какой монастырь  основал Сергей Родонежский?

Термины для запоминания:

 Монах- человек ,ушедший жить в монастарь, давший обет  отказаться от благ цивилизации и посвятить свою жизнь исключительно служению Богу.

Монастырь-это комплекс построек,где постоянно  живут,работают,молятся и служат Богу монахи и монашки.

 Дать обет - дать слово, дать обещание, которое нельзя нарушать




 Урок 12

20 января 2024 года.

Тема урока:Князь Иван Калита,его роль в возвышении Москвы.

 Аудиоучебник.§20( отрывок)


  

 Домашнее задание: §20.

I.                 Умей ответить на вопросы:

  1.Кто такой Иван Калита?  Какой ценой он получил ярлык на великое княжение?

       2.   Почему Иван Калита пользовался особым доверием хана?  Каким образом он использовал доверие хана для обогощения Московского княжества?

      3.Почему князь Иван получил прозвище « Калита»? Что обозначает это слово?

      4. Что сделал для Москвы Иван Калита?

   5. Что произошло с наследниками  Ивана Калиты?

  II.Повторение терминов и слов. Назови одним словом:

1.Главный город в государстве_________________

2. Письменное повеление или грамота хана, на великое княжение__________

3. Вторжение неприятеля в страну_______________

4. Империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале 13 века__________________________

5. Система зависимости русских княжеств от Монгольской империи (Слово из трех букв)_______________ 

 Дополнительное чтение.

 Заслуги Ивана Калиты,

 которые прочно вписали его имя в историю не только Москвы, но и всей    России:

1) Мир и покой в стране на 40 лет

Регулярная большая дань Орде, собираемая Калитой как с Москвы, так и с других Владимирских земель, и дружба князя с ханом Узбеком дали свои плоды. Татаро-монголы практически на 40 лет прекратили свои набеги, позволив Руси спокойно восстанавливаться после череды длительных войн и постепенно идти к централизации. Это интересно: Иван Калита прожил в Орде полтора года и успел произвести хорошее впечатление на хана Узбека, и понять, как нужно взаимодействовать с кочевниками.

2)Прирост территорий московского княжества

Иван Данилович не только управлял своими владениями, но и стремился включать в них новые территории:

•он добился главенства Москвы в Северо-Восточной Руси, подчинив своему влиянию Ростов, Углич, Тверь, Новгородские земли, Галич, Белоозеро и Псков;

•князь покупал деревни и сёла у других князей, монастырей и частных лиц, раздавал боярам и включал их в собственные владения, присоединяя к московскому княжеству;

•Иван I ввёл льготы и материальную помощь для тех, кто переселяется в Московскую область из разорённых княжеств;

•в столицу активно привлекались купцы и торговцы со всей страны;

•к концу правления Калиты Русь сформировала целую сеть принадлежащих ему городов и посёлков, которые использовались, как плацдармы для дальнейшего объединения страны.

3) Активное строительство в Москве и за её пределами

При Иване Калите Москва начала приобретать воистину столичный размах. Было построено множество зданий и каменных церквей:

•дубовый Московский Кремль (1339-1340 гг.);

•Успенский собор (освящён в 1327 году);

•Архангельский собор;

•Собор Спаса на Бору;

•Храм во имя Успения Богородицы в Переяславле-Залесском;

•Димитриевская церковь и церковь Иоанна Лествичника.

4) Дела церковные

Калита рассматривал православную церковь, как своего важнейшего союзника и мечтал сделать Москву главным религиозным центром России. Нужно отметить, что частично это ему удалось, поскольку митрополит Пётр был в хороших отношениях с князем и прожил в столице 5 лет (с 1322 по 1327 гг.), а после смерти был причислен к лику святых

Выводы:

Хотя дружба Ивана I с ордынскими ханами может показаться предательством по отношению к русскому народу,  но вряд ли был иной выход – ведь Русь ещё не могла дать военный отпор Орде, а восстания заканчивались разгромом и разорением того или иного мятежного княжества.

Главная же заслуга Ивана Калиты в том, что он превратил Москву в полноценную столицу русских земель и был одним из инициаторов процесса объединения страны, который в будущем продолжили его потомки – Симеон Гордый, Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный.



II четверть

 Урок 11

Тема урока:Усиление Московского княжеств в XIVвеке.

 Домашнее задание: §20.стр.41-43.

 Вспомнить ранее изученное и ответить на вопросы:

1.    Какой год считается годом основания Москвы ?

  2.О каком князе идет речь в стихотворении? Дайте обьяснение.

« Я руки длинные имел и захотел еще удел.

 У Кучки земли отобрал и новый город основал

  Там пировал   с соседом я и дата та в историю вошла.

 Сегодня городом  моим гордится весь Российский мир!»

Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 20.


Вопросы к  домашнему заданию:

1.    Князь какого княжества считался главным князем на Руси?

2.     Кто определял кому быть великим князем?

3.     Каким документом подтверждалось право князя на великое княжение?

4.     Вспомните,какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде?

5.     В чем заключались обязаности князей перед Золотой Ордой?

6.     Какие два княжества чаще всего боролись за великое княжение и стали конкурентами в борьбе за лидерство среди русских земель?

7.    Как случилось, что из всех городов Владимиро - Суздальского княжества один из самых небольших и незаметных городов стал центром обьединения русских земель?

 Термины для запоминания:

 Столица- главный город в государстве.

 Митрополит -глава русской церкви.



Урок 12

9 декабря 2023 года

Урок 11

2 декабря 2023 года

Тест по теме: Борьба Руси с завоевателями  в середине XIII века. .

Фамилия ученика (цы)________________________________

1.   Кто представлял главную опасносьдля Руси в 13 веке:

А) половцы Б) монголы в) китайцы.

    2. В XIII:А) Русь превратилась в улус монголо-татарского хана

       Б) русские князья признавали власть монголо-татарского хана,но Русь не вошла в состав Золотой Орды

       В) Русь сумела не допустить проникновения монголо-татарских орд на свои земли.

3. Как называлось государство  монголо-татар:

А) Золотой Улус Б) Могнолия В Золотая Орда

4. Что такое «ордынский выход»?

 А) торжественный выезд золотоордынских ханов

 Б) отправка определённого количества ремесленников на работ в  Золотую орду  В) сбор дани с русской земли .

5.  Документ,дающий право на княжение русским князьям назывался:А) ярлык, Б) грамота В)печать.

6 Какие силы Запада представляли опасность для Руси в 13 веке:А)литовцы.Б) шведы В) немецкие рыцари Г) половцы.

7.Кто защитил Новгород от западных завоевателей:А) Ярослав Мудрый, Б) Дмитрий Донской В)Александр Невский

8. Битва на Чудском зере в 1242 году историки еще называют А)Ледовое побоище Б) битва гигантов В)Битва на Калке.

9. Как строили свои войска немецкие рыцари:А) кроликом Б) квадратом В) свиньей.

10.Какую цель ставили западные захвадчики: А)захватить русские земли.Б) установить католичество на Руси В)навести порядок на Руси.


Урок 10

25 ноября 2023 года.

Тема урока: Литовское государство  и Русь.

 Домашнее задание.§19

  1. Какие племена были соседями Западной Руси?

2. Какое имя носил князь, ставший во главе Литовского княжества?

3. Как стало называться новое государство?

4. Какова была цель объединения русских и литовских земель?

5. При ком своего расцвета достигло Литовское государство?

6. Назовите характерные признаки Литовского  государства

7.Какой город стал столицей?

8. Смогло ли папское посольство крестить Литву по западному образцу?

9. Кто стал во главе восточной части государства после смерти Гедимина?

 Выучить новые слова:

 Владычество- господство.

Царь- титул правителя в некоторых странах.

  Агрессия- вооруженное нападение одного государства на другое.

Уния-обьединение двух государств под властью одного монарха.

 Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 19

 


Литовское государство и Русь.

Краткое изложение темы.

Часть северо-западных земель Руси не были опустошены монголами. Соседями Руси на северо-западе были литовские племена. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали свое государство. В 13 в. первым его князем стал Миндовг, он подчинял себе соседские русские земли (города Брест, Гродно, Пинск) (см. на карте, стр. 38 учебника). Затем Русские и литовские земли объединились, чтобы дать отпор врагам крестоносцам (Тевтонскому ордену). Литовское княжество достигло могущества при Гедимине (1316-41 гг)   При нем к Литве присоединилисьПолоцк, Витебск, Брест.Образовалось Великое княжество Литовское.( ВКЛ )Как управлялось ВКЛ? Князь не ставил жесткий контроль. Народ жил как ипрежде. Гадимин заменил правителей на своих наместников. Они собирали дань и выплачивали ее литовскому князю. Она была меньше ордынского выхода. Сыне Гадимина Ольгерд  расширил границы княжества за счет русских земель. Во второй половине 14 века крестоносцы(Тевтонский орден стал угрожать и Литве и Польше.  Они решили обьединиться в 1385 году уния Литвы и Польше. Произошло это при короле Ягайло. При нем католичество стало главной государственной религией.  Все литовские правители расширяли свою территорию за счет русских земель. Дошли аж до Черного моря. Это вызывало недовольство Золотой Орды. Тевтонский орден также продолжал свои угрозы и в 1410 году обьедененные войска Польши и Литвы при участии русских дружин окончательно разбили крестоносцев в Грюнвальдской битве. Польша и Литва подписали новое соглашение. Польша признала независимость Литовского государства. Условием независимости стало признание католичества государственной религией.





Урок 9
18 ноября 2023 года.

Тема урока:Русь и Золотая Орда.
 
Домашнее задание.§18



Вопросы к  домашнему заданию:

1.    1.Как возникло государство Золотая Орда? Как оно управлялось?

2.     2.Как вы понимаете слово иго ?

3.      3.Как вы думайте, вошла Русь в состав Золотой Орды или нет?

4.   4.В чем проявилось зависимость Руси от Золотой Орды? Кто получал право быть великим князем  на Руси и как это происходило? 

5.    5.Что такое ярлык?   Документ или печать? Кто его получал?

6.     6.Кто такие баскаки?

7.    7.Что означает понятие «ордынский выход»?

8.    8.Какие слова скрыты под этим

 набором букв: нах, ыйбат, аорд .Напиши верно?_______________________________________

9.       9.Как боролся русский народ  против ордынского владычества?

 Выучить  слова и термины:

 Золотая Орда или Монгольская империя – государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников.

Ярлык (указ) – письменное повеление или грамота хана, на великое княжение в XIII–XV веках.

«Ордынский выход» – дань, которую выплачивали Орде

Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 18




Урок 8. 
11 ноября 2023 года.

 Тема урока: Битва на Чудском озере.1242 год.

  (Ледовое побоище)


 Домашнее задание.§17.

Вопросы к домашнему  заданию:

1.    1.Вспомни, какие силы представляли опасность для Руси в 13 веке? В чем выражалась эта опасность?

2.   2. В чем проявился  полководческий талант Александра Невского? Почему его так прозвали?

3.   3.Почему Князь Александр Невский выбрал для битвы Чудское озеро?

4.    4.Почему сражение 1242г. было названо Ледовым побоищем? 

5.  5.Как строили свои войска немецкие рыцари? Как князь построил свои войска?

6.   6.Почему Александру Невскому удалось победить в этой битве? В чем значение этой победы?

    7.Сравните воружение русского дружинника и немецкого рыцаря. В чем сходство и в чем и в чем различие? 



Немецкий рыцарь.

 Русский дружинник

 Фильм из серии" Аты-баты" Ледовая битва".

 Анимационная схема -карта Ледового побоища.


Урок 7

  4 ноября 2023 год

Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями. Князь Александр Невский.

 Домашнее задание:§17,стр 19 -21.

Вопросы к домашнему заданию (устно):

1.   Почему именно в1240 году шведы решили напасть на Русь?

2.   В каком княжестве правил Александр?

3.    За что князя Александра прозвали Невским?

4.    Кому принадлежат слова: « Если можешь сопротивляйся.Знай я уже пришел...»?

5.     В чем причина успеха князя Александра Невского в борьбе со шведами?

6.   В каком году состоялась Невская битва ?

7.   В чем значение  победы русских в Невской битве? Сумели ли русские сохранить выход в Балтийское море и почему это было важно?

8.    Почему  Александра Невского почитают на Руси как великого героя и его именем  даже назван  один из орденов России – Орден Александра Невского?


 Урок 6.   

22октября 2023 год.

 Игра-повторение в конце четверти."Монголо-татары".


Урок 5.   
14октября 2023 год.

Тема урока:  Дальнейшее продвижение монголов. Нашествие на юго-западную Русь и Центральную Европу.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.Чем закончился поход монголов  на Новгород? Почему хан Батый принял решение «повернуть морды коней на юг»  ?

2. Какой город оказывал монголам сопротивление около двух месяцев и назван Батыем « злым городом»?

3. Где подкрепило свои силы ослабленное войско хана  Батыя летом 1338 года?

4. Что задумал хан Батый,получив подкрепление от главного хана?

 5. Что подразумевали монголы ,когда планировали завоевать все «вечерние страны» до «последнего моря» ,как завещал Чингисхан?

6. Какое сопротивление оказал монголом  Киев,« мать городов русских»?

7. Какие страны Центральной Европы были разорены монголами в 1240-1241 годах?

  8. А.С.Пушкин писал ,что  Западная Европа была спасена « растерзанной Россией».Как вы понимаете эти слова великого поэта?

 


Урок 4

30 сентября 2023г.

Тема урока: Разгром Владимиро-Суздольского княжества.

Домашнее задание: §16,стр.14-15.

Вопросы:

1.   Вспомните , кто возглавил армию монголо-татар в новом походе против Русского государства?

2.    Вспомните, какое княжество первым пострадало от монголо-татар?

3.    Как вы думайте ,почему монголы начали свое  наступление на Владимирское княжество  поздней осенью,когда реки замерзли?

4.      Что предпринял  князь Владимиро-Суздальского княжества Юрий Всеволодович ,чтобы спасти свое княжество?

5.    Что случилось с семьей князя Юрия?

6.    Чем закончилась битва на реке  Сить?

7.    Почему новгородский князь  Ярослав не пришел на помощь своему брату?

8.   Соедините стрелками понятия:

Рязань                              Гибель русских князей

 Битва на Калке                  Поход на Русь

  Хан Батый                            Евпатий Коловрат.

Урок 3

23 сентября 2023г.

Тема урока :  Нападение хана Батыя на Русь.  Завоевание монголами Рязанского княжества.

§16.Стр.12-13.

 Вопросы к домашнему заданию:

1.    Чем закончилась первая схватка русских князей с монголо-татарами?

2.    Кто такой хан Батый? Кем он приходился Чингисхану?

3.     В чем состояла главная цель монгольских завоевателей?

4.     По какому княжеству был нанесен первый удар?

5.     Что потребовал хан Батый у жителей Рязанской земли?

6.    «Коли нас не будет, то всё ваше будет».  Обьясните слова рязанцев в ответ на предложение монголов подчиниться.

7.     Какое страшное событие произошло в 1237 году?

8.     Выучи дату 1237год-начало монголо-татарского нашествия.

9.     Кто такой Евпа́тий Коловра́т и чем он прославился?

 Выучить новое слово:

НАШЕ́СТВИЕ-  вторжение неприятеля в страну;

.                            неожиданное появление, приход кого-либо.

История Государства Российского .Серия 72. Взятие Рязани.


Урок 2
16 сентября 2023 г.
Тема урока:  Битва на Калке 31 мая 1223 года
 Домашнее задание :§ 15 стр.6-7.История .6 кл.часть 2

 Вопросы к  домашнему заданию :
 1.   Что собой представляло монгольское войско? В чем была его сила?

2.     Почему монголы вели постоянные захватнические войны?

3.    Каким было русское государство на момент  нападения монголо –татар? Было оно сильным  и способным себя защитить или нет? Почему?

4.    Где произошло первое столкновение русских князей с монголами? В каком году?

5.    Почему русские князья потерпели поражение?

 Запомни дату : 1223 год – Битва на реке Калке.

 Запомните новые понятия:

  Тактика- составная часть военного искусства,поведение в бою.

 Поражение- проигрыш, явная неудача в борьбе или в войне.

Битва на реке Калке

Как все начиналось Битва на реке Калке стала первым сражением русских войск с монголо-татарами. В 1219–1221 годах монголы захватили Среднюю Азию и двинулись дальше на запад. Главной задачей для себя они видели покорение половцев. Во главе монгольских армий были поставлены лучшие полководцы Чингисхана –Субэдэй и Джэбэ. Половцы были вынуждены обратиться за помощью к русским князьям. Хан Котян нашел нужные слова, обращаясь к Мстиславу Удалому: «Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра, пришедше, возьмут».

Обсудить просьбу половцев в Киеве собрались южнорусские князья. Принятое решение сражаться с монголами было вызвано не только военной опасностью: русские князья опасались, что половцы не выдержат, сдадутся монголам и выступят на их стороне. Многие русские князья также понимали, что столкновение с монголами – вопрос времени, и лучше разбить их на чужой территории.Половецкие ханы просто засыпали русских богатыми подарками, а некоторые из них приняли даже православие. Монголы решили предвосхитить события и прислали своих послов, чтобы разрушить сложившийся союз. Переговоры не состоялись, послы были убиты. Историками это решение иногда расценивается как большой дипломатический промах. Монголы учли это коварство и в дальнейшем припомнили его русским князьям. 

Участники и их численность

Численность участников сражения с обеих сторон оценить довольно трудно. Одни российские историки считают, что численность русско-половецких войск составляла 80–100 тысяч человек, другие говорят о 40–45 тысячах.. Важным фактором было и то, что в условиях феодальной раздробленности не было единства, каждый князь имел свои интересы и даже в самые трудные времена о них не забывал. И хотя киевский съезд решил, что надо воевать с монголами, всего несколько княжеств отправили на сражение свои полки. Это были войска Киевского, Черниговского, Смоленского, Галицко-Волынского княжеств. На вооружении у русских  них были топоры, рогатины, реже копья. У главных союзников русских – половцев – вообще не было военной организации. Все они были разделены на множество племен и кочевий.

Ход битвы

 В конце мая союзные войска собрались на берегах реки Калки (ныне территория Донецкой области). Все начиналось довольно успешно для союзных войск. Первоначально произошли две стычки, из которых русские войска вышли победителями. Князья вновь собрали совет и попытались на нем определиться, как вести дальнейшие боевые действия. Но договориться так и не смогли. Одни предлагали ждать монголов на берегу реки, другие – двигаться навстречу. Чужие указы князьям были не по нраву, и каждый сам выбирал тактику для своей дружины. Первые активные действия начались 31 мая. Отряды половцев начали переправляться через реку. Чуть позже к ним присоединились галичане и черниговцы. Киевский князь принял решение о строительстве укрепленного лагеря. При появлении монгольских отрядов половцы и волынские отряды ринулись в бой. Сначала успех сопутствовал русским войскам, но, когда Субэдэй увидел, что русские отстали от половцев, он бросил в бой основные силы. Половцы не выдержали напора монгольских всадников и бежали. Добежав до переправы, они внесли сумятицу в полки Мстислава Черниговского, который был готов к выступлению. Монголы уже атаковали галичан и те отряды половцев, которые еще оставались на флангах. Было нанесено поражение отрядам Мстислава Луцкого и Олега Курского. Часть монгольских войск устремилась за отступающими русскими войсками, а часть осадила лагерь киевского князя. Галичане и волынцы отступили до Днепра и спаслись на оставленных ладьях и лодках. С большими потерями отступали черниговская и смоленская дружины. Мелкие отряды понесли еще больший урон. Наиболее трагически завершилась осада лагеря. Отсутствие воды вынудило начать переговоры. Монголы пообещали, что никого не убьют, всех отпустят домой, а князей выпустят за выкуп. Монголы свое обещание не выполнили, мстя за убитых послов, и напали на выходящих из лагеря. Часть была убита, часть взята в плен. Уцелевших князей и военачальников положили под доски, на которых сидели пирующие монголы, и, по сути, они были задавлены Последствия Точных данных о потерях, как и о численности войск до битвы, нет. Летописи сообщают, что от всего войска осталась только десятая часть. Преследуя остатки русских дружин, монголы вторглись непосредственно на территорию Руси. Из-за нехватки сил монголы не пошли на Киев, а двинулись на Волгу. Здесь они были наголову разбиты волжскими булгарами. Осталось всего 4 тысячи человек, которые возвратились домой. Во время походов Субэдэй и Джэбэ изучили будущий театр военных действий, ознакомились с военными силами русских, их военной организацией и особенностями ведения войны. В народной памяти битва на Калке так и осталась черной страницей истории.

(Источниr информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/bitva-na-riekie-kalkie)

 Урок 1 

9 сентября 2023 г.

 Тема урока:  Монгольская империя.

Изменение политической карты мира.


 Домашнее задание :§ 15. История России.6 кл. часть 2.


Аудио учебник 6 класс.§15.



Вопросы к  домашнему заданию :

1.   Кто такие монголы ? Почему их стали называть на Руси монголо-татары?

2.    Где расположена их родина?

3.Кто такие кочевники и почему они представляют опасность для соседних народов?

4.  Вспомните  с какими кочевыми народами вы уже сталкивались ,при изучении истории древней Руси?

5.    Кто стоял во главе всех монгольских племен? Кто такой Чингисхан?

6.    Какие  территории  завоевали монголы в 1209- 1221  годах?

7.    Чему научились монголы у китайцев?

8.    Почему монголы представляли большую опасность для жителей Руси?   

  Монгольская империя

Издавна в степях к северу от Китая жили племена монголов, кереитов и татар. В начале 13 века после долгих и жестоких войн монголы покорили соседние племена. В ХIII веке на лесостепных рубежах Евразийской степи зарождается новая сила – монголы

Чингисхан

В 1206 году монгольская знать собрала съезд, на котором великим ханом был избран коварный и беспощадный Темучин. Его также называли Чингисхан, что означает «небесный хан». С этого момента началось создание Монгольского государства.Чингисхан считал своей основной задачей создание такой державы, в которой все были бы покорны правителю. Управление Монгольским государством было основано на десятичной системе. Всё население разделили на тумены – в каждый входило десять тысяч человек. Тумены делились на десятки, сотни и тысячи. Смертная казнь грозила тем, то пытался перейти из одной десятки, сотни или тысячи в другую.Также по десятичной системе было организовано монгольское войско.Вся власть была сосредоточена в руках Чингисхана. В управлении ему помогали многочисленные родственники.Был создан свод законов – «Великая Яса». Теперь все правила жизни и поведения населения государства были регламентированы. Столицей своей империи Чингисхан сделал город Каракорум.Чингисхан мечтал покорить весь мир. Его армия была огромной и не могла существовать без ведения войн и захвата добычи. Войско Чингисхана постоянно пополнялось воинами из племён, которые были покорены монголами. Только представьте, личная охрана великого хана насчитывала десять тысяч человек.В 1211 году монголы напали на империю Цзинь. В ходе войны стали очевидны преимущества армии Чингисхана. Монгольские всадники умело пользовались луками. Особой была тактика маневрирования конницы. Всадники перемещались по условному знаку, который флагом подавал военный начальник.К 1215 году империя Цзинь была завоёвана. Монголы переняли китайскую военную технику. Они стали использовать камнемётные и огнемётные машины, осадные башни и тараны. Военные специалисты из Китая были включены в состав войска Чингисхана.Монгольскому хану удалось покорить кочевников, живших к западу от его империи. Затем Чингисхан напал на Хорезм. Города, которые оказывали сопротивление монголам, уничтожались. В живых оставляли только ремесленников и тех, кто мог выполнять подсобные работы. Монгольские завоеватели действовали с ужасающей жестокостью. Покорённые народы облагались данью и были обязаны поставлять в армию Чингисхана воинов.

Великий хан замышлял покорение всей Европы

.Монгольская империя была крупнейшим государством своего времени. В период расцвета на её территории проживало около ста десяти миллионов человек.Империя была разделена на четыре части – улуса – которыми правили потомки Чингисхана. Главным являлся улус великого хана. Его центр находился в Пекине, а сам улус назывался Юаньская империя, основателем которой был хан Хубилай, внук Чингисхана.

Ещё три улуса назывались государство Хулагуидов, улус Джучи и Чагатайский улус. Со временем все они стали самостоятельными государствами.Люди, жившие в Монгольской империи, говорили на разных языках, исповедовали разные религии. Для управления таким огромным и многонациональным государством была необходима чёткая система.Великий хан Мунке провёл перепись населения завоёванных земель. Появились специальные чиновники, которые отвечали за сбор дани и следили за порядком на подчинённых им территориях.Также для поддержания порядка в армии появились новые формирования.Образование империи требовало изучения языков. Стали готовить переводчиков, издавать словари и справочники. Большое значение в Монгольском государстве придавалось почтовой службе. Ведь с её помощью можно было доставлять послания в самые отдалённые уголки империи. Почта была нужна не только чиновникам, но и миссионерам и купцам

.Происходило взаимовлияние европейской и монгольской культур. Европейцы познакомились с китайскими изобретениями – стали использовать компас и порох, переняли идеи книгопечатания. После начала ввоза шёлка в Италию, здесь открыли собственное производство этой ткани.

Монголы терпимо относились ко всем религиям. Покорённые ими народы продолжали верить в своих богов. Местное духовенство освобождалось от выплаты дани.После принятия монголами ислама началось распространение этой религии по всей территории империи.

 Н.М.Карамзин.История государства Российского .Серия 82. Обычаи монголо- татар..


Н.М.Карамзин.История государства Российского .Серия 65.  Происхождение татар. Чингизхан.


Комментарии