К основному контенту

6 класс



Четверть III.

Урок  19.
22 марта.2025 года.

Тема урока:Московская усобица первой четверти XV века. Победа Василия II Темного.

 Домашнее задание: §24 часть 4-5,стр74-75.

Московская усобица. Краткий текст урока.

Дмитрий Донской Великое княжение завещал старшему сыну Василию I. Второму сыну Юрию достались Галицкое княжество. Василий1 продолжал политику своих предшественников и расширял территорию Московского княжества. После смерти Василия I Дмитриевича возник династический кризис. Претендентами на престол выступили его десятилетний сын Василий II, которого поддерживало московское боярство и великая княгиня Софья Витовтовна и ее отец, литовский правитель Витов,дед Василия II, и  его дядя князь Юрий Дмитриевич, ссылавшийся на традиционный принцип наследования старшим в роду. В 1430 г. умер назначенный опекуном Василия II его дед великий князь литовский Витовт. Так как исчезла угроза столкновения Юрия с могущественным дедом Василия II, в 1433 г. Юрий разбил войска Василия и захватил Москву. Утвердится ему не удалось из-за враждебного отношения московского боярства и горожан. На следующий год Юрий снова захватил Москву, но через два с половиной месяца умер. После смерти Юрия борьбу за московский стол продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, которые уже в принципе не имели никаких прав на престол. Успех первоначально сопутствовал Василию Васильевичу, который в 1436 г. захватил в плен и ослепил своего двоюродного брата Василия Косого. Внутренними трудностями в Московском княжестве воспользовалась Орда. В 1445 г. хан Улу-Мухаммед совершил набег на Русь. Войско Василия II потерпело поражение, а сам великий князь попал в плен. Он был отпущен из плена за значительный выкуп. Усобица длилась около 30 лет. В феврале 1446 г. Василий захвачен во время богомолья Дмитрием Шемякой и ослеплен. Москва перешла в руки Шемяки.Однако, захватив Москву, Дмитрий Шемяка не сумел добиться поддержки. Большинства населения и боярства было на стороне Василия II Темного (прозвище, полученное после ослепления) Эта поддержка обеспечила победу Василию II. Бежавший в Новгород Шемяка умер там в 1453 г., по слухам, он был отравлен по распоряжению московского князя. Великим князем Московским стал слепой Василий II.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.   Кто  стал  князем Московского княжества после смерти Дмитрия Донского?

2.    Какую политику проводил Василий I ?

3.   К чему привел поход князя Едигея на Русь? 

4.   Почему Золотая Орда так упорно не желала терять власть над Русью?

5.    Почему  процесс обьединения Руси был замедлен на 30 лет?

6.    Чем отличалась московская усобица XV века от княжеских усобиц XIV века?

7.    Кому завещал великое княжение ВасилийI? Что послужило  Причиной новой усобицы? Кто были его противники?

8.    Почему  победа оказалась на стороне Василия II Темного ?

9.    Как вы можете оценить эту  войну между русскими князьями?

 Дополнительное чтение:

 Софья Витовна.

Софья Витовтовна (1371–1453), дочь великого князя литовского Витовта и жена великого князя московского Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, отличалась волевым и решительным характером. После смерти мужа в 1425 году, став опекуншей сына – Василия II, она принимала активное участие в государственных делах. 8 января 1433 года во время свадьбы Василия II  Софье донесли, что сын князя Юрия Дмитриевича Василий (двоюродный брат ее сына) пришел на свадьбу в золотом поясе, украшенном драгоценностями. Этот пояс, принадлежавший московскому княжескому дому, по легенде даже самому Дмитрию Донскому и был когда-то украден. Софья Витовтовна сорвала его при всех с Василия Юрьевича, обострив этим отношения между московским и звенигородским княжескими домами. Этот на первый взгляд малозначительный эпизод борьбы за великое княжение положил начало целому периоду междоусобиц и насилий, в результате которых Василий Юрьевич в 1434 году был ослеплен по приказу Василия II, получив прозвище Косой. В свою очередь родственники Василия Косого, пылая местью, в 1446 году захватили и ослепили Василия II, отныне ставшего Темным.



Урок18

 15 марта 2025года.

Тема урока: Московское княжество в начале XV века.

 

 Аудио учебник.§24


 Домашнее задание §24

Вопросы для беседы на уроке:

1.    Какие  изменения произошли в системе владения землей в московском княжестве?

2.   Кто такие помещики? Как появилось поместное землевладение?

3.    Почему помещики были более преданы правителю ( князю),чем владельцы вотчин?

4.   Что такое вотчина? Чем поместье отличается от вотчины?

5.    Какие виды ремесел были особенно развиты в московском княжестве?

6.    С кем вели торговлю московские купцы и чем они торговали?

Выучить новые слова и знать их значение:

 Поместье – земля с крестьянами,которую князь давал своим дружинникам ( дворянам ) за службу.

Во́тчина — земельное владение, принадлежащее князю или боярину по наследству.




Урок17

 8 Марта 2025года.

Тема урока:Русские земли на политической карте Европы
 
и мира в начале  XV века.

   Домашнее задание §23.

1.Записать в тетрадь в виде плана основные события, которые произошли в мире к началу XV века.

 2.Что произошло с Монгольской империей в 14 веке?

3.Усиление какого государства вызывало беспокойство в Европе и мире?

4. Какая эпоха началась в Европе в XV веке?

5. Почему 15 век называют « золотым веком европейского  крестьянства?

6. Каково было положение России в это время? К началу XV века многие русские земли оставались в зависимости от какого государства?

7.  Какие две итальянские средневековые городские республики оспаривали первенствов морской  торговли на Черном море?

8. Что произошло  с Византией? Каковы последствия ее упадка?

 Запомнить термины:

Колония (генуэзская, венецианская) – укреплённые торговые центры купцов в XIII – XV веках.

 Централизация- сосредоточение  власти в одном центре.




Урок16

 15 февраля 2025года.

Тема урока: Культура  Руси XIIIXIVвеков.часть1.

Домашнее задание:  §22  стр.57-59

 Вспомни главные события этой эпохи  , как они могли повлиять не развитие культуры? Подумай.

2.   Как отразилось монголо – татарское нашествие на развитие русской культуры?

3.    В какой город переместился  центр  русской культуры и почему?

4.    Какие изменения произошли в книжном деле?

5.    Почему книги подешевели? С каким изобретением это связано?

6.    Вспомните,что такое летопись? Почему летописи являются важным источником по истории Руси?

7.    Что такое былины? К какому жанру литературных произведений их можно отнести?

8.    О каких событиях повествуют былины?

9.    Какая совершенная новая форма или новый жанр появился в русской литературе 13- 14 веков?

10. Какая основная мысль проходит во всех проиизведениях  этого периода?

11. Как вы думайте, можно ли полностью доверять  летописям, историческим повестям и былинам при изложении русской истории? Умей обосновать свой ответ.


Урок 15 

8 февраля 2025 г

Тема урока: Разгром Тимуром Золотой Орды. Распад

 Золотой Орды и его последствия.

.

Домашнее задание §25.

 Вопросы для беседы на уроке.

 1Почему распалась Золотая Орда? Каковы причины?

2.Используя карту, объясните, почему Казанское ханство из всех «осколков» Золотой Орды являлось наиболее опасным противником для русских земель?

3. Кто такой Тимур  (Тамерлан)?Почему историки сравнивают его с Александром Македонским?

4.  Вспомните ,чем закончился его поход на Русь?

5.Как вы думаете, почему распались держава Тамерлана?

6.Какие религии исповедовали жители этих государств?

7.Как складывались взаимоотношения с Русью государств, возникших после распада Золотой Орды?

8. Соедини стрелками исторические личности, жившие в одно время.

 Александр Невский            Мамай

 Дмитрий Донской                 Биргер

 Сергий Радонежский          Пересвет

9.Повтори термин:

 Зависимость от монголов называлась( 3 буквы)________________

 10.Найди  синонимы слову «побоище»________________________________________________________________________________

 Синоним слову «нашествие»____________________________

 

 Отрывок из фильма " Поход Тимура на Русь"



Урок 14

1 февраля 2025 года.

Тема урока:  Набег хана Тохтамыша на Москву.

 Фильм из серии "Н.Карамзин.История Государства Российского"(Анимация)Серия 117. Разрушение Москвы Тахтамышем.

 Домашнее задание: § 21.стр 155

 Вопросы к  домашнему заданию

1.    Кто такой хан Тохтамыш?

2.    Почему он решил после поражения монголов в Куликовской битве  все же идти на Москву?

3.    Где был Дмитрий Донской в это время?

4.    Как себя повели князья других княжеств? Поддержали ли они Дмитрия или нет?

5.    Почему  Тохтамышу удалось  взять  Москву несмотря на крепкие каменные стены?  

6.     Сумели ли московские князья сохранить за собой право на великое княжение?

7.     Зная теперь последующие события, как ты оцениваешь  значение Куликовской битвы?

8.    Сравните политику Ивана Калиты  по отношению к Орде с политикой Дмитрия Донского. Какую политику вы считаете более правильной?

Повторить дату:

 1380 год- Куликовская битва.( Мамаево побоище)

  Повтори имена:

 Дмитрий Донской.

Сергей  Родонежский.

 Пересвет.

Урок 13

25 января 2025 года.

Тема урока:  Куликовская битва.


\

Куликовская бита ( краткий текст)

Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться11 августа 1378 года,когда войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы. Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Большую помощь москвичам оказали и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.

Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска — Челубей, а от русского — инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа. Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк .Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.

Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем.

 Домашнее задание  учебник 6кл, стр 50-52       

Вопросы к домашнему заданию: 

1.   Что послужило причиной похода хана Мамая на Русь?

2.   Как собирал войска князь Дмитрий? Кто вступал в его войско?

3.   Кто  такие  Пересвет и Ослябя?

4.    Кто  пообещал помочь Мамаю и стать его союзником?

5.    Почему князь Дмитрий решили перейти реку Дон и дать сражение на другой стороне  реки?

6.   Почему битву назвали Куликовской а князя Дмитрия Донским?

7.    В чем проявился военный талант Дмитрия Донского?

8.    Каковы причины победы русского войска ?

9.    Освободилась ли Русь от ига монголо- татар после этой битвы?

10.В чем значение Куликовской битвы?


Урок 12

18 января 2025 года.

Тема урока:Московский князь Дмитрий Донской и монах Се́ргий Ра́донежский.

 

Домашнее задание:§ 21 cтр.49

 Вопросы к домашнему заданию:

1.   Кто такой князь Дмитрий и кем он приходился Ивану Калите?

2.   Какую политику вел князь Дмитрий по отношению к князьям других княжеств?

3.   Какую политику вел князь Дмитрий по отношению к Орде?

4.    Кто правил в Орде в это время? Какой процесс начался в монгольском государстве?

5.    Какие действия князя Дмитрия говорят о том ,что он готовился к решающей схватке  с монголами?

6.   Кто такой Сергий Родонежский?

7.   Какой монастырь  основал Сергей Рожонежский?

8.   Составьте рассказ о посещении князя Дмитрия  Троицко-Сергиева монастыря и встречи с Сергием Родонежским.

Термины для запоминания:

 Монах- человек ,ушедший жить в монастарь, давший обет  отказаться от благ цивилизации и посвятить свою жизнь исключительно служению Богу.

Монастырь-это комплекс построек,где постоянно  живут,работают,молятся и служат Богу монахи и монашки.

 Дать обет - дать слово, дать обещание, которое нельзя нарушать 

 Фильм о Сергие Радонежском.




Четверть II.

Урок 11

30 ноября 2024 года.

Тема урока: Князь Иван Калита,его роль в возвышении

 Москвы.

.  

 Домашнее задание: §20

I. Умей ответить на вопросы:

1.       В каком княжестве остался ярлык на великое княжение после убийства Московского князя  Юрия Даниловича ?

2.        Как и с какой целью появился на Руси  племянник хана Узбека Чолхан ? Почему он был убит?

3.        Кто такой Иван Калита?  Какой ценой он получил ярлык на великое княжение?

4.        Почему Иван Калита пользовался особым доверием хана?  Каким образом он использовал доверие хана для обогощения Московского княжества?

5.        Почему князь Иван получил прозвище « Калита»? Что обозначает это слово?

6.        Что сделал для Москвы Иван Калита?

7.         Что произошло с наследниками  Ивана Калиты?

  II.Повторение терминов и слов. Назови одним словом:

1.Главный город в государстве_________________

2. Письменное повеление или грамота хана, на великое княжение____________________

3. Вторжение неприятеля в страну_______________

4. Империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале 13 века__________________________

5. Система зависимости русских княжеств от Монгольской империи (Слово из трех букв)_______


Урок 10

23 ноября 2024 года.

Тема урока:Усиление Московского княжеств в XIVвеке.

 Домашнее задание: §20.стр.41-43.

 Вспомнить ранее изученное и ответить на вопросы:

1.    Какой год считается годом основания Москвы ?

  2.О каком князе идет речь в стихотворении? Дайте обьяснение.

« Я руки длинные имел и захотел еще удел.

 У Кучки земли отобрал и новый город основал

  Там пировал   с соседом я и дата та в историю вошла.

 Сегодня городом  моим гордится весь Российский мир!»

Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 20.


Вопросы к  домашнему заданию:

1.    Князь какого княжества считался главным князем на Руси?

2.     Кто определял кому быть великим князем?

3.     Каким документом подтверждалось право князя на великое княжение?

4.     Вспомните,какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде?

5.     В чем заключались обязаности князей перед Золотой Ордой?

6.     Какие два княжества чаще всего боролись за великое княжение и стали конкурентами в борьбе за лидерство среди русских земель?

7.    Как случилось, что из всех городов Владимиро - Суздальского княжества один из самых небольших и незаметных городов стал центром обьединения русских земель?

 Термины для запоминания:

 Столица- главный город в государстве.

 Митрополит -глава русской церкви.

Урок 9

16ноября 2024 года.

Тема урока: Литовское государство  и Русь.

 Домашнее задание.§19

  1. Какие племена были соседями Западной Руси?

2. Какое имя носил князь, ставший во главе Литовского княжества?

3. Как стало называться новое государство?

4. Какова была цель объединения русских и литовских земель?

5. При ком своего расцвета достигло Литовское государство?

6. Назовите характерные признаки Литовского  государства

7.Какой город стал столицей?

8. Смогло ли папское посольство крестить Литву по западному образцу?

9. Кто стал во главе восточной части государства после смерти Гедимина?

 Выучить новые слова:

 Владычество- господство.

Царь- титул правителя в некоторых странах.

 Агрессия- вооруженное нападение одного государства на другое.

Уния-обьединение двух государств под властью одного монарха.

 Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 19

 


Литовское государство и Русь.

Краткое изложение темы.

Часть северо-западных земель Руси не были опустошены монголами. Соседями Руси на северо-западе были литовские племена. Чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали свое государство. В 13 в. первым его князем стал Миндовг, он подчинял себе соседские русские земли (города Брест, Гродно, Пинск) (см. на карте, стр. 38 учебника). Затем Русские и литовские земли объединились, чтобы дать отпор врагам крестоносцам (Тевтонскому ордену). Литовское княжество достигло могущества при Гедимине (1316-41 гг)   При нем к Литве присоединилисьПолоцк, Витебск, Брест.Образовалось Великое княжество Литовское.( ВКЛ )Как управлялось ВКЛ? Князь не ставил жесткий контроль. Народ жил как ипрежде. Гадимин заменил правителей на своих наместников. Они собирали дань и выплачивали ее литовскому князю. Она была меньше ордынского выхода. Сыне Гадимина Ольгерд  расширил границы княжества за счет русских земель. Во второй половине 14 века крестоносцы(Тевтонский орден стал угрожать и Литве и Польше.  Они решили обьединиться в 1385 году уния Литвы и Польше. Произошло это при короле Ягайло. При нем католичество стало главной государственной религией.  Все литовские правители расширяли свою территорию за счет русских земель. Дошли аж до Черного моря. Это вызывало недовольство Золотой Орды. Тевтонский орден также продолжал свои угрозы и в 1410 году обьедененные войска Польши и Литвы при участии русских дружин окончательно разбили крестоносцев в Грюнвальдской битве. Польша и Литва подписали новое соглашение. Польша признала независимость Литовского государства. Условием независимости стало признание католичества государственной религией.




Урок 8

9 ноября 2024г.

 Тема урока: Битва на Чудском озере.( Ледовое побоище)

 1242 год

 Вопросы к домашнему  заданию:

1.   Вспомни, какие силы представляли опасность для Руси в 13 веке? В чем выражалась эта опасность?

2.   В чем проявился  полководческий талант Александра Невского? Почему его так прозвали?

3.    Почему Князь Александр Невский выбрал для битвы Чудское озеро?

4.    Почему сражение 1242г. было названо Ледовым побоищем?

5.    Сравните воружение русского дружинника и немецкого рыцаря. В чем сходство и в чем и в чем различие?

   

6. Как строили свои войска немецкие рыцари? Как князь построил свои войска?

7.     Почему Александру Невскому удалось победить в этой битве? В чем значение этой победы?

 Анимация.

Урок 7

2  ноября 2024г.

Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.

 Князь Александр Невский
.


  Читать стр 21- 23 . учебник История России .6 кл.

 Вопросы к домашнему заданию (устно):

1.   Почему именно в1240 году шведы решили напасть на Русь?

2.   В каком княжестве правил Александр?

3.    За что князя Александра прозвали Невским?

4.    Кому принадлежат слова: « Если можешь сопротивляйся.Знай я уже пришел...»?

5.     В чем причина успеха князя Александра Невского в борьбе со шведами?

6.   В каком году состоялась Невская битва ?

7.   В чем значение  победы русских в Невской битве? Сумели ли русские сохранить выход в Балтийское море и почему это было важно?

8.    Почему  Александра Невского почитают на Руси как великого героя и его именем  даже назван  один из орденов России – Орден Александра Невского?

9.   Каковы были отношения Александра Невского с Золотой Ордой?

 Отрывок из фильма"Александр Невский"




Четверть 1.
  
Урок 6

5 октября 2024г.

Тема урока:   Русь и Золотая Орда

 Домашнее задание: § 18 учебник. Стр.27 и стр 30-31.

 Вопросы к  домашнему заданию устно:

1.   Как вы понимаете слово иго ?

2.     Как вы думайте, вошла Русь в состав Золотой Орды или нет?

3.    В чем проявилось зависимость Руси от Золотой Орды? Кто получал право быть великим князем  на Руси и как это происходило? 

4.   Что такое ярлык?   Документ или печать? Кто его получал?

5.    Кто такие баскаки?

6.   Что означает понятие «ордынский выход»?

7.  Какие слова скрыты под этим

 набором букв: нах, ыйбат, аорд .Напиши верно.___________________________________

 Записать в исторический словарик и выучить слова и термины: 

 Золотая Орда– государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. 

Ярлык (указ) –грамота хана,  дающее право князю на великое княжение в XIII–XV веках. 

«Ордынский выход» – дань, которую выплачивали Орде. 

Баска́к — представитель Монгольской империи на завоёванных землях,сборщик дани.

Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 18





Урок 5

28 сентября. 2024г.

Тема урока:  Дальнейшее продвижение монголов. Нашествие на юго-западную Русь и Центральную Европу.

 Текст к уроку.

Монгольская армия в 1338 году отправилась на северо-запад и вторглась в пределы Новгородской земли. В ходе ожесточённого штурма кочевники взяли новгородскую крепость Торжок. Казалось, богатый Новгород был обречён. Однако, не дойдя до этого города около 100 километров, монголы повернули на юг и покинули пределы Новгородской земли.Существуют разные версии о причинах этого чудесного спасения Новгородской земли. Одна из них — поход на северо-запад не входил в планы Батыя, к тому же началась весеннее таянье рек, которое усложняет конные переходы. Другая — монголы утомились от тяжелых боев и нуждались в передышке, тем более им было доподлинно известно, что Новгород обладает сильной дружиной и ополчением.На пути в степь войско Батыя задержалось у небольшого города Козельска в пределах Черниговского княжества. Жители города отказались сдаваться и защищали свой город в течение семи недель.Монголы истребили всех защитников Козельска. Удивлённый упорством жителей Козельска, хан Батый назвал его «злым городом».

Перезимовав в степях, армия хана Батыя в 1239 г. снова обрушилась на русские земли. На этот раз основному удару подверглась Южная и Юго-Западная Русь. Сначала кочевники разорили Переяславское и Черниговское княжества.Осенью 1240 г. монголы под предводительством Батыя подступили к Киеву, который в это время находился под властью князя Даниила Галицкого. Однако сам князь предпочёл уехать в Галицкую землю, а во главе защитников города поставил воеводу Дмитра.Древняя столица Руси — Киев — была защищена глубоким рвом и прочными стенами. Монголы долго осаждали город. В итоге им удалось сломать стены и ворваться внутрь. Защитники отчаянно сопротивлялись. В стремлении спастись киевляне спрятались в Десятинной церкви, а также на её кровле. Но кровля обвалилась и погребла под своими обломками горожан. Среди последних уцелевших защитников города был воевода Дмитр. Монголы взяли его в плен, но, восхитившись храбростью воеводы, сохранили ему жизнь и отпустили.В марте 1241 г. монголы перешли Карпаты и вторглись в европейские королевства.За четыре месяца Батый захватил всю Южную и Юго-Западную Русь и вышел к границам европейских стран — Польши и ВенгрииВ 1241 году Батый прошелся разрушительными походами через земли поляков, венгров, чехов. Были захвачены столицы Польши — Краков и Венгрии — Будапешт. Однако еще в Чехии и Польше Батый потерпел свои первые поражения. Хорватия стала последней точкой, до которой дошли татаро-монголы. В 1242 году Батый повернул обратно.

В низовьях Волги хан Батый основал собственную столицу — Сарай-Бату, которая стала столицей огромного государства — Золотой Орды.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.Чем закончился поход монголов  на Новгород? Почему хан Батый принял решение «повернуть морды коней на юг»  ?

2. Какой город оказывал монголам сопротивление около двух месяцев и назван Батыем « злым городом»?

3. Где подкрепило свои силы ослабленное войско хана  Батыя летом 1338 года?

4. Что задумал хан Батый,получив подкрепление от главного хана?

 5. Что подразумевали монголы ,когда планировали завоевать все «вечерние страны» до «последнего моря» ,как завещал Чингисхан?

6. Какое сопротивление оказал монголом  Киев?

7. Какие страны Центральной Европы были разорены монголами в 1240-1241 годах?

  8. А.С.Пушкин писал ,что  Западная Европа была спасена « растерзанной Россией».Как вы понимаете эти слова великого поэта? 




  Урок 4

21 сентября. 2024г.

Тема урока: Дальнейшее продвижение хана Батыя. Покорение монголами Владимирского княжества.

Домашнее задание:§16,стр.14.

 Аудоучебник § 16.


   Вопросы к  домашнему заданию  :

 1. Вспомните , кто возглавил армию монголо-татар в новом походе против Русского государства?

2. Вспомните, какое княжество первым пострадало от монголо-татар?

3.Как вы думайте,почему монголы начали свое наступление на Владимирское княжество  поздней осенью,когда реки замерзли?

4.Что предпринял князь Владимиро-Суздальского княжества Юрий Всеволодович,чтобы спасти свое княжество?

5.   Что случилось с семьей князя Юрия?

6.   Чем закончилась битва на реке  Сить?

7.  Почему новгородский князь  Ярослав не пришел на помощь своему брату?

8.   Соедините стрелками понятия:

Рязань                              Гибель русских князей

 Битва на Калке                  Поход на Русь

  Хан Батый                            Евпатий Коловрат.

 Запомнить слово:

Покорять —. Насильственно устанавливать свою власть, завоевывать (страну, город).

Существительное- Покорение.

                                                                   Урок 3

 14 сентября 2024г.

 Тема урока :  Нападение хана Батыя на Русь.  Завоевание монголами Рязанского княжества.

Текст к уроку.

Нападение хана Батыя на Русь.Завоевание монголами Рязанского княжества.

Вождь монголов Чингисхан умер в 1227 году. Он оставил своим сыновьям завещание обложить данью завоеванные земли и идти дальше войной на города Западной Европы.После смерти старшего сына Чингисхана страны к востоку от Уральских гор и Каспийского моря достались внуку хану Батыю. Батый вместе с несколькими сотнями тысяч кочевого народа перешел реку Урал и медленно двигался в сторону Руси. Это было огромное войско Впереди них скакала боевая конница хана Батыя, опустошая все на своем пути. Первый удар был нанесен в декабре 1237г. по Рязанскому княжеству Рязанский князь попросил помощи у владимирского князя Юрия Всеволодовича.Тот направил  только небольшой отряд. Батый потребовал от рязанских жителей выплаты дани (одна десятая часть от всего что имели). Рязанский князь Юрий направил к Батыю для переговоров своего сына Федора.Получив от Федора отказ, убили молодого князя. А вскоре погибла и жена его, Евпраксия: монголы собирались доставить ее к своему хану, и княгиня, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась с высокой башни и разбилась насмерть.Рязань сопротивлялась 6 дней. 21 декабря 1237г. монголы взяли город Рязань была стерта с лица земли, население перебито.Рязанский князь и его семья также погибли.

 Подвиг Евпатия Коловрата.

Узнав о разорении Рязани Батыем,воевода по имени Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся домой в Рязань из Чернигова . Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Ему удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя.И начали сечь без милости…»Ордынцы несли большие потери. Не ожидавшие удара со стороны опустошенной ими Рязанской земли, они пришли в ужас. «Казалось, это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя». Но схватка была неравной и Коловрат погиб . И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им,а Евпатия похоронть с честью ». 

Домашнее задание: Уметь ответить на следующие вопросы (Частично устно,частично писменно)

1.Кто стал править моголо-татарами после смерти Чингисхана?    Кто такой хан Батый? Кем он приходился Чингисхану?_____________

2. Какие планы вынашивал в голове новый правитель монголов_________________________________________

3. В каком году начал он свое наступление на Русь?_________________

4. Какое княжество  стало  первой жертвой монголо-татар?_____________________

5. Кто правил в это время  в Рязанским княжестве?_________

6. Что предпринял князь Олег,чтобы спасти свою землю?

7. Как повели себя другие князья по отношению к Рязанскому княжеству? Какую ошибку он повторили ?

8. Как защишали свою зелю жители Рязани?

9. Как вы думайте почему, монголо-татарам удалось одержать победу  ? Назовите несколько причин

.А)

Б)

Запомнить новые слова:

  Нашествие -  нападение  одного государства на другое.

 Жертва- человек или государство, потерпевшее   несчастья от кого-то или  от чего-то( в данном случаи от наподения монголов.


Урок 2

7 сентября. 2024г.

Тема урока: Битва на Калке.1223 год.

Учебный материал к уроку: презентация,текст, .видео.



 Текст к уроку.

Битва на реке Калке

Битва на реке Калке стала первым сражением русских войск с монголо-татарами. В 1219–1221 годах монголы захватили Среднюю Азию и двинулись дальше на запад.Во главе монгольских армий были поставлены лучшие полководцы Чингисхана –Субэдэй и Джэбэ. Половцы были вынуждены обратиться за помощью к русским князьям. Хан Котян нашел нужные слова, обращаясь к Мстиславу Удалому: «Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра, пришедше, возьмут».Обсудить просьбу половцев в Киеве собрались князья.Принято было решение сражаться с монголами.Многие русские князья также понимали,что столкновение с монголами – вопрос времени, и лучше разбить их на чужой территории.Монголы решили предвосхитить события и прислали своих послов,чтобы разрушить сложившийся союз. Переговоры не состоялись, послы были убиты.Историками это решение иногда расценивается как большой дипломатический промах. Монголы учли это коварство и в дальнейшем припомнили его русским князьям.Важным было то, что в условиях феодальной раздробленности не было единства между князьями.И хотя киевский съезд решил, что надо воевать с монголами, всего несколько княжеств отправили на сражение свои полки,остальные решили пересидеть дома.

Ход битвы.

 В конце мая союзные войска собрались на берегах реки Калки.При появлениимонгольских отрядов половцы и  отряды русских ринулись в бой.Сначалауспех сопутствовал русским войскам, но, когда Субэдэй увидел, что русскиеотстали от половцев, он бросил в бой основные силы. Половцы не выдержали напора монгольских всадников и бежали и внесли  путаницу в русские полки.Монголы нанесено поражение отрядам  русских князей.Монголы окружили  лагерь киевского князя.Монголы пообещали, что никого не убьют, всех отпустят домой, а князей выпустят за выкуп.Монголы свое обещание не выполнили, Часть была убита, часть взята в плен.Уцелевших князей и военачальников положили под доски, на которых сидели пирующие монголы,они были задавлены.Армия русских князей потерпела страшное поражение.Летописи сообщают, что от всего войска осталась только десятая часть. В народной памяти битва на Калке так и осталась черной страницей истории.

Вопросы к  домашнему заданию :
 1.   Что собой представляло монгольское войско? В чем была его сила? 
2.  Почему монголы вели постоянные захватнические войны?
3. Каким было русское государство на момент  нападения монголо –татар? Было оно сильным  и способным себя защитить или нет? Почему?
4.Где произошло первое столкновение русских князей с монголами? В каком году?
5. Почему русские князья потерпели поражение?

Запомни дату : 1223 год – Битва на реке Калке.
 Запомните новые понятия:

  Тактика- составная часть военного искусства,поведение в бою.

 Поражение- проигрыш, явная неудача в борьбе или в войне.

Урок 1.

31 августа 2024г

Тема урока: Монгольская империя.Изменение политической карты мира.

 Домашнее задание :§ 15. История России.6 кл. часть 2
 
Учебный материал к уроку: презентация,текст, аудио учебник.видео.


Аудио учебник 6 класс.§15.

  Монгольская империя

Издавна в степях к северу от Китая жили племена монголов, кереитов и татар. В начале 13 века после долгих и жестоких войн монголы покорили соседние племена. В ХIII веке на лесостепных рубежах Евразийской степи зарождается новая сила – монголы

Чингисхан

В 1206 году монгольская знать собрала съезд, на котором великим ханом был избран коварный и беспощадный Темучин. Его также называли Чингисхан, что означает «небесный хан».С этого момента началось создание Монгольского государства.Чингисхан считал своей основной задачей создание такой державы, в которой все были бы покорны правителю. Управление Монгольским государством было основано на десятичной системе. Всё население разделили на тумены – в каждый входило десять тысяч человек. Тумены делились на десятки, сотни и тысячи. Смертная казнь грозила тем, то пытался перейти из одной десятки, сотни или тысячи в другую.Также по десятичной системе было организовано монгольское войско.Вся власть была сосредоточена в руках Чингисхана. В управлении ему помогали многочисленные родственники.Был создан свод законов – «Великая Яса». Теперь все правила жизни и поведения населения государства были регламентированы. Столицей своей империи Чингисхан сделал город Каракорум.Чингисхан мечтал покорить весь мир. Его армия была огромной и не могла существовать без ведения войн и захвата добычи. Войско Чингисхана постоянно пополнялось воинами из племён, которые были покорены монголами. Только представьте, личная охрана великого хана насчитывала десять тысяч человек.В 1211 году монголы напали на империю Цзинь. В ходе войны стали очевидны преимущества армии Чингисхана. Монгольские всадники умело пользовались луками. Особой была тактика маневрирования конницы. Всадники перемещались по условному знаку, который флагом подавал военный начальник.К 1215 году империя Цзинь была завоёвана. Монголы переняли китайскую военную технику. Они стали использовать камнемётные и огнемётные машины, осадные башни и тараны. Военные специалисты из Китая были включены в состав войска Чингисхана.Монгольскому хануудалось покорить кочевников, живших к западу от его империи. Затем Чингисхан напал на Хорезм. Города, которые оказывали сопротивление монголам, уничтожались. В живых оставляли только ремесленников и тех, кто мог выполнять подсобные работы. Монгольские завоеватели действовали с ужасающей жестокостью. Покорённые народы облагались данью и были обязаны поставлять в армию Чингисхана воинов.

Великий хан замышлял покорение всей Европы.

Монгольская империя была крупнейшим государством своего времени. В период расцвета на её территории проживало около ста десяти миллионов человек.Империя была разделена на четыре части – улуса – которыми правили потомки Чингисхана. Главным являлся улус великого хана. Его центр находился в Пекине, а сам улус назывался Юаньская империя, основателем которой был хан Хубилай, внук Чингисхана.

Люди, жившие в Монгольской империи, говорили на разных языках, исповедовали разные религии. Для управления таким огромным и многонациональным государством была необходима чёткая система.Великий хан Мунке провёл перепись населения завоёванных земель. Образование империи требовало изучения языков. Стали готовить переводчиков, издавать словари и справочники. Большое значение в Монгольском государстве придавалось почтовой службе. Ведь с её помощью можно было доставлять послания в самые отдалённые уголки империи. Почта была нужна не только чиновникам, но и миссионерам и купцам.Происходило взаимовлияние европейской и монгольской культур. Европейцы познакомились с китайскими изобретениями – стали использовать компас и порох, переняли идеи книгопечатания. После начала ввоза шёлка в Италию, здесь открыли собственное производство этой ткани.

Монголы терпимо относились ко всем религиям. Покорённые ими народы продолжали верить в своих богов. Местное духовенство освобождалось от выплаты дани.После принятия монголами ислама началось распространение этой религии по всей территории империи.

 Н.М.Карамзин.История государства Российского .Серия 82. Обычаи монголо- татар..


Н.М.Карамзин.История государства Российского .Серия 65.  Происхождение татар. Чингизхан.

Вопросы к домашнему заданию :

1.Кто такие монголы ?Почему их стали называть на Руси монголо-татары?

2. Где расположена их родина?

3.Кто такие кочевники и почему они представляют опасность для соседних народов?

4.Вспомните с какими кочевыми народами вы уже сталкивались ,при изучении истории древней Руси?

5. Кто стоял во главе всех монгольских племен? Кто такой Чингисхан?

6. Какие  территории  завоевали монголы в 1209- 1221  годах?

7. Чему научились монголы у китайцев?

8. Почему монголы представляли большую опасность для жителей Руси?
 



Вопросы к  домашнему заданию :
 1.   Что собой представляло монгольское войско? В чем была его сила? 
2.  Почему монголы вели постоянные захватнические войны?
3. Каким было русское государство на момент  нападения монголо –татар? Было оно сильным  и способным себя защитить или нет? Почему?
4.Где произошло первое столкновение русских князей с монголами? В каком году?
5. Почему русские князья потерпели поражение?

 Запомни дату : 1223 год – Битва на реке Калке.

 Запомните новые понятия:

  Тактика- составная часть военного искусства,поведение в бою.

 Поражение- проигрыш, явная неудача в борьбе или в войне.


 Текст к уроку.

Битва на реке Калке

Битва на реке Калке стала первым сражением русских войск с монголо-татарами. В 1219–1221 годах монголы захватили Среднюю Азию и двинулись дальше на запад.Во главе монгольских армий были поставлены лучшие полководцы Чингисхана –Субэдэй и Джэбэ. Половцы были вынуждены обратиться за помощью к русским князьям. Хан Котян нашел нужные слова, обращаясь к Мстиславу Удалому: «Нашу землю суть днесь отняли, а вашу заутра, пришедше, возьмут».Обсудить просьбу половцев в Киеве собрались князья.Принято было решение сражаться с монголами.Многие русские князья также понимали,что столкновение с монголами – вопрос времени, и лучше разбить их на чужой территории.Монголы решили предвосхитить события и прислали своих послов,чтобы разрушить сложившийся союз. Переговоры не состоялись, послы были убиты.Историками это решение иногда расценивается как большой дипломатический промах. Монголы учли это коварство и в дальнейшем припомнили его русским князьям.Важным было то, что в условиях феодальной раздробленности не было единства между князьями.И хотя киевский съезд решил, что надо воевать с монголами, всего несколько княжеств отправили на сражение свои полки,остальные решили пересидеть дома.

Ход битвы.

 В конце мая союзные войска собрались на берегах реки Калки.При появлениимонгольских отрядов половцы и  отряды русских ринулись в бой.Сначалауспех сопутствовал русским войскам, но, когда Субэдэй увидел, что русскиеотстали от половцев, он бросил в бой основные силы. Половцы не выдержали напора монгольских всадников и бежали и внесли  путаницу в русские полки.Монголы нанесено поражение отрядам  русских князей.Монголы окружили  лагерь киевского князя.Монголы пообещали, что никого не убьют, всех отпустят домой, а князей выпустят за выкуп.Монголы свое обещание не выполнили, Часть была убита, часть взята в плен.Уцелевших князей и военачальников положили под доски, на которых сидели пирующие монголы,они были задавлены.Армия русских князей потерпела страшное поражение.Летописи сообщают, что от всего войска осталась только десятая часть. В народной памяти битва на Калке так и осталась черной страницей истории.



Комментарии