7 класс.

 


Урок 

20 апреля 2024 год

Тема урока:Реформы Петра I.

I.

 Домашнее задание:§19

Вопросы к домашнему заданию:

1.Что обозначает термин «реформы»?

2.Какую цель преследовал ПетрI , проводя реформы в России?

3.Какие изменения произошли в системе управления страны?

4.К чему привела замена  патриаршества  Святейшим Синодом?

5.Для чего была введена „ Табель о рангах ?“

6.Что изменилось  в армии и на флоте при ПетреI?

7.Изменился ли образ жизни россиян при ПетреI?

8.Как вы сами оцениваете реформы ПетраI? Были ли они во благо или во вред России?

Новые термины  к уроку :

 Реформы – изменения в жизни страны, вводимые правителем  законодательным путём.

Сенат- высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им.

Святейший Синод- государственный орган для управления церковью.

 Коллегии— центральные органы управления различными делами в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху. ( подобие минестерств).


III четверть


Урок 19

9 марта 2024 год

Тема урока: Великое посольство Петра I.


Домашнее задание:§16,стр.131-133

Великое посольство. Краткий текст к уроку.

Дипломатическая миссия, предпринятая в 1697–1698 гг. Петром I. Целью посольства было укрепить союз России с рядом европейских государств для борьбы с Османской империей, нанять на русскую службу иностранных специалистов, закупить необходимое вооружение. Официально посольство возглавлялось Ф. Лефортом, Ф. Головиным, П. Возницыным. Петр I ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка. Анонимность царя позволяла ему бывать там, где он хотел, и сэкономить время, отказавшись от обязательных официальных приёмов. Пётр поехал за границу, перенимать европейский опыт и новые технологии. Посольство побывало в Голландии, Англии, Австрии, Польше. Итогом стало заключение союза против Швеции для борьбы за выход России к побережью Балтики. Петр I освоил несколько специальностей, активно посещал верфи, нанимал специалистов. Цель не была достигнута-Россия не смогла найти союзников для войны с Турцией, но заграничное путешествие Петра I имело очень большое значение. Вернуться в Россию Петра заставили трагические события, связанные с восстанием стрельцов в Москве. Вернувшись из-за границы, царь твёрдо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскую державу.

 Домашнее задание:§16,стр.131-132.

Вопросы к  домашнему заданию:

1. Какие цели преследовал царь Петр,организовав поездку великого посольства в Европу?

2. Кто из его приближенных руководил работой великого посольства?3. Зачем Петру понадобилось участвовать в поездке инкогнито,под именем Петр Михайлов?

4. Какой был первый город,который посетило великое посольство?

5. В какую страну прибыл Петр раньше своего посольства? Как принимали русского царя европейцы?

6. Что изучал Петр ,находясь в крепости Фридрихсбург?

7.  В какую страну направилось посольство после Германии?

8. Какие науки изучал царь Петр,работая на верфях в Заандаме ,а затем в Амстердаме?

9. Почему Петр вынужден был прервать свое пребывание в  Европе?

10.Каковы итоги работы великого посольства? Удалось ли ему решить все поставленные задачи?

Урок18

2 марта  2024 год

Тема урока: Азовские походы ПетраI.

 

 Домашнее задание: §16стр131.

 Текст к уроку:

Азовские походы (1695-1696гг.)  ПетраI явились продолжением политики России в южном направлении против Османской империи и Крымского ханства с целью  получить выход к незамерзающим морям( через Азовское в Черное море)Весной 1695 года войско под начальством Б.П.Шереметева двинулось по Днепру на Крым. Это военная экспедиция должна была стать отвлекающим маневром. Однако основные события развернулись на Дону. Часть войск (Головина и Лефорта) водным путем по Оке, Волге и Дону, другая (Гордона) по суше 29 июня подошли к Азову. Осада длилась 3 месяца, но успеха не принесла. Причинами были отсутствие единого командования и флота (турки без помех подвозили морем подкрепления и продовольствие). После двух неудачных штурмов (5 августа и в конце сентября) в конце октября Петр I отдал приказ об отступлении.

Второй поход был подготовлен более основательно. В Воронеже (основан в 1585 году как крепость) Петр устроил верфи, на которых за зиму было изготовлено 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 стругов. К Воронежу стянули до 40 тыс. солдат и стрельцов. 3 мая суда с войсками направились по Дону к Азову. В конце мая русская армия подошла к Азову. Вокруг города был возведен земляной вал выше крепостных стен. Русская флотилия на Дону и Азовском море препятствовала подвозу подкреплений и продовольствия.19 июня турецкий гарнизон капитулировал и русские вошли в крепость. Азов стал базой, опорным пунктом России на южных рубежах.Но главной цели- получить выход к Черному морю Петру достичь не удалось. 

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.    Какова  главная цель внешней политики Петра1 в начале его правления?

2.    Против кого были направлены первые  военные походы молодого царя? 

3.    Почему они получили название Азовские походы? Сколько их было?

4.     Какова была цель первого Азовского похода Петра?

5.     Почему первый Азовский поход Петра потерпел неудачу?

6.     Кто  был одним из командующих русскими войсками во время азовских походов 1695−1696?

7.      Почему второй  Азовский поход  Петра был более удачным,чем первый?

8.     Какую крепость удалось взять русским в ходе второго похода?

9.     Как вы думайте,сумел ли Петр1 достичь ту цель,которую он ставил,начиная войну против османской Турции?

10.          Имели ли эти походы положительные результаты как для России ,так и для Петра лично, или это была бесполезная попытка добиться выхода к Черному морю? 

Урок19

18 февраля 2023 год


Урок17

5 февраля 2024 год

Тема урока : Приход к власти Петра I.

  

Домашнее задание : § 16 М. Студеникин. 

Вопросы к домашнему заданию: 

1.Что собой представляла Россия   на рубеже 17- 18 веков ? Почему Россия резко отставала в технико- экономическом отношении?

2. Кто пришел к власти после смерти царя Алексея Михайловича?

3. Какой образ жизни вел  царевич Пётр в селе Преображенском?Чем его занятия отличались от занятий царских детей?

4. В результате каких обстоятельств на русском престоле оказались сразу два царя? ( двоецарствие) 

5. Кто такая царевна Софья? Какую роль играла Софья в период двоецарсвия?

6.Как проходила борьба царевны Софьи и Петра Первого за власть?

7.В каком году царь Петр Первый пришел к власти?

8. Как началось самостоятельное правление ПетраI?


Урок 16

17 февраля 2024 г

Тема урока : Культура России XVII века.  Часть 2
 Текст к уроку:

Архитектура и живопись расцветала, так как возросли возможности государства. В это время были построены каменные царские палаты в Кремле, а также Теремной дворец Именно в первой половине XVII в. Спасская башня Московского Кремля и другие башни были увенчаны шатрами и главное здание России приобрело современный вид. В это время наибольшее значение имело церковное зодчество.Эталоном церковных зданий стал Храм Троицы в Никитниках с пятью шатрами, построенный в середине XVII в. Такие храмы строились в русских городах вплоть до первой половины XVIII столетия. мы строились в русских городах вплоть до первой половины XVIII столетия. Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII в. было увлечение каменными шатрами. Этот элемент в каменное церковное строительство пришел из деревянного. Деревянный шатер был очень удобным. Но, с точки зрения патриарха Никонаэто был неправильный элемент в строительстве церквей. Это рассматривалось как обмирщение Церкви, использование светских элементов в церковном строительстве. Церковь Рождества Богородицы в Путинках– это последний построенный в Москве храм, увенчанный шатрами. 

В конце XVII в. в России наблюдалось совершенно новое явление в церковном зодчестве – так называемый «нарышкинский стиль». Храм Покрова в Филях (рис. 6), построенный в таком стиле, заметно отличается от Троицы в Никитниках. В таком храме человек ощущает себя в центре, находится прямо под куполом. Косвенно это были отзвуки идеи Возрождения, которые докатились до России в XVII в.: «Человек – это центр Вселенной и мера всех вещей». Несмотря на то что эта идея открыто не звучала в России, архитектурные формы этой идеи дошли до страны в конце XVII в. В наибольшей степени «нарышкинский стиль» нашел отражение в другом храме – Церкве Знамения в Дубровицах Это была усадьба воспитателя Петра I – Бориса Голицына. Храм был увенчан короной, что являлось элементом барокко того времени. Кроме того, в главной входной лестнице этого храма можно найти отражение идеи лестницы, спроектированной Микеланджело во Флоренции в одной библиотеке начала XVI в. Таким образом, в конце XVII в. все отчетливее проявлялось связь Московского государства с европейскими архитектурными процессами.

Живопись и церковное пение

Новшества XVII в. в России проникли в это же время и в живопись. Это касается в первую очередь иконописи.

Вокруг иконописной манеры С. Ушакова, который написал икону «Спас Нерукотворный» развернулась полемика. Ушаков считал, что необходимо писать лики святых иначе, чем это делали прежде. Необходимо было, по мнению Симона, показывать объем икон. Вся эта реальная схожесть икон с человеческими лицами вызвали сопротивление традиционалистов. Протопоп Аввакум обрушился на эти новшества в иконописи. Эта полемика отражает те новые явления, которые существовали в иконописи России второй половины XVII в. Еще одним элементом живописи в России XVII в. были фрески – роспись по штукатурке. Примером могут служить фрески в Ярославской церкви Ильи Пророка иконописца Ф. Зубова. По канонам нужно было изобразить рождение святого в центре, а на заднем плане – остальные детали. Однако иконописец использует рождение Ильи Пророка лишь как повод для того, чтобы изобразить процесс жатвы. То есть иконописца не столько интересует религиозный сюжет, сколько возможность отобразить жизнь.

 Новым явлением живописи в XVII столетии стало появление парсуны – переходной формы живописи между иконописной и светской манерой написания картин. На парсуне изображались конкретные персонажи с индивидуальными чертами. Однако в ней еще присутствовало плоскостное изображение, как и в иконописи. Примерами этого могут служить парсуны М.В. Скопина-Шуйского и парсуна царя Федора Алексеевича Таким образом, элементы жизни в XVII в. начали проникать в иконопись. И с конца XVII столетия можно употреблять слова «иконопись» и «живопись» как синонимы.В конце XVII в. парсуна в России развивалась под заметным влиянием польского сарматского портрета. Шляхетская культура Речи Посполитой того времени именовалась «сарматской культурой». Примером польского сарматского портрета может служить портрет Ежи Оссолинского а примером русского портрета – портрет князя Репнина.

Выводы

Изменения в культуре и быте России XVII в. показывают общий поворот от культуры Средневековья к культуре.Культура России XVII в. в своей основе оставалась еще традиционной. Но новшества, заметные во всех ее областях, подготавливали более решительные, кардинальные изменения в петровскую эпоху.

Домашнее задание §  15 стр.122-124( Студеникин) или §26( Арсеньев ч .2)

Вопросы к  теме:

1.Какие  темы и сюжеты были главными в живописи 17 века церковные или светские?

2.Назовите имя известного живописца иконописца 17века  .

3.Какая икона Симона Ушакова прославило его имя?

4. Где находился художественный центр страны?

5.Расскажите об Оружейной палате Московского Кремля.

6.Что такое парсуна?

7.Чем обьяснить рост школ и развитие книгопечатанья в России17 века?

 Выучить термины:

Живопись – это художественная роспись красками на холсте или другой поверхности.

ЗОДЧЕСТВО —  тоже самое что архитектура, искусство сооружать разного рода постройки.

Парсуна — (искажение слова персона , от лат. persona личность, лицо), ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве в XVIIвеке




Урок15.

10 февраля 2024 год

Тема урока : Культура России XVII века.  Часть 1



 Шимякин суд. Видеорассказ.

Домашнее задание: задание §15 стр.122-124( Студеникин)  §26( Арсеньев ч .2)

 Вопросы к  домашнему заданию :   

1.Что включает в себя понятие Культура?

2.Какие изменения произошли в культурной        

жизни России в 17 веке ?

3.Какие новые формы литературных

произведений  появились в России 17веке?

4.Привести пример сатирическоей повести.

5.Что означает выражение  «Шемякинский суд»

6. Подберите синоним слову  Архитектура

7.Какой стиль в архитектуре называется

барокко?

8. Чем отличается шатровый стиль в  строительства  храмов от пятиглавного?

 Запомнить  слово  Зодчество и уметь его обьяснить.

Урок14.

3 февраля 2024 год.

Самостоятельная работа c использованием учебника и  фильма «Романовы» (1 серия )

 1.Какая династия начала управлять Россией с 1613 года? _________________________

2. Кто были её первые представитель?________________________

3. С кем совместно правил Михаил Фёдорович? ___________________________________________________

4. Какие задачи стояли  перед страной в период правления Михаила Фёдоровича?______________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

5. . Соборное уложение, соколиная охота, медный бунт – с каким царём связаны эти понятия?________________________________

6. Какое прозвище было у царя, второго Романова?____________________________

7. Соборное уложение 1649 года.  Что это такое? А)Сборник законов, Б) правила поведения.В) учебник домашнего хозяйства.

Выделите главное в Соборном уложении по пунктам.стр.93. учебник.

А)_____________________________________

Б)_____________________________________

В)______________________________________

8Прочитать §12 стр.96. и  дать обьяснение своими словами:  Абсолютная монархия 


9. Реформы патриарха Никона привели:

А) расколу русской церкви,Б) к обьединению церкви

В) к острой борьбе между сторонниками и противниками Никона.

10. Как стали называть противников патриарха Никона__________________________________

Урок13.

27 января 2024 год.

Тема урока : Реформы патриарха Никона. Раскол церкви.

 Домашнее задание: §12,стр.99

 Вопросы к  домашнему заданию :

1.      Как монах Никон стал патриархом?

2.       Почему возникла необходимость провести реформу  церкви?

3.       Что именно реформировал Никон?

4.       Как отреагировал народ на изменения в церкви?

5.       Как называли себя противники реформ  Никона?

6.      Был ли конфликт между царем и патриархом  только их личной ссорой  или эта была борьба  за главенство  между  абсолютной монархией и церковью?

7.       Как вы оцениваете поведение старообрядцев: слепая преданность своим  верованиям или твердость в защите своих идей?

8.       Найти в интернете и прочитать рассказ о современных староверах Лыковых ( задание по желанию.)

Запомнить термины:

 Старообрядцы, Раскольники ,   Староверы.

История семьи старообрядцев Лыковых"


Урок12.
20 января.2024 год.

Тема урока: : Царь Алексей Михайлович. Внутренняя политика.


 Вопросы к  домашнему заданию :

1.    За какие личные качества царя Алексея прозвали «Тишайшим»?

2.     На какие две части можно разделить всю деятельнось царя или  любого правителя в целом?

3.     Что входит в понятие внутренняя политика?

4.     Чем был вызван «Соляной бунт 1648 года»?

5.     Какой очень важный документ был принят царем в 1649 году?

6. Почему этот документ считают историки важным для укрепления крепостного права?

7.    Какие законы включало в себя Соборное уложение 1649 года ?

8.    Царь Алексей всегда уважал мнение Собора и Думы или его отношения складывались как-то иначе?

9.     Можно ли утверждать ,что при царе Алексее укрепилась единоличная  власть  царя – самодержавие?

 Термины для  запоминания:

Внутренняя политика- деятельность царя внутри государства.

Законы- нормы, правила, обязательные к исполнению.

Самодержавие -единоличная  власть  царя.

Отрывки из фильма "Романовы".фильм 1. Царь Алексей Михайлович.


 часть 2


II четверть.

9 декабря 2023г.
 урок 11
Тема урока: Царь Михаил Романов- основатель
 новой династии.

 
 Текст к уроку

Сразу же после освобождения Москвы в октябре 1612 г. по городам были посланы грамоты о присылке в Москву выборных людей, по 10 представителей от каждого города, для "Государева обиранья". К январю 1613 г. выборные от 50 городов собрались в Москве и, вместе с высшим духовенством, уцелевшими боярами и представителями Москвы, составили Земский Собор. 6 января 1613 года начал  свою деятельность Земской собор, целью которого было избрание нового царя. Выдвинуто было более десяти кандидатов.Из такого большого количества претендентов,  выбор пал на 17 – летнего Михаила Фёдоровича Романова. На это были основания

 1)  родственные связи (являлся племянником последнего царя из династии Рюриковичей)

2) возраст (легко управлять)

3) не принимал участие в борьбе за власть в период Смутного времени ( не входил ни в одну из группировок)

21 февраля 1613 г. Михаил Романов был провозглашён царём Московского государства и Собор принёс ему присягу. Затем были отправлены послы от Собора к Михаилу, жившему со своей матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой. Как только стало известно, что Михаил Фёдорович был избран на престол, один отряд поляков направился к Костроме, чтобы найти и убить Михаила. Когда поляки подошли к Костроме, они начали спрашивать у людей, где находится Михаил. Когда Иван Сусанин, которому был задан этот вопрос, спросил у поляков, зачем им нужно знать это, те отвечали, что хотят поздравить нового царя с избранием на престол. Но Сусанин не поверил им и послал своего зятя предупредить Михаила об опасности. Сам же он сказал полякам так: "Тут дороги нет, давайте я проведу вас лесом, по ближнему пути».  Сусанин завёл поляков вглубь леса, заподозрив обман поляки убили Сусанина, но и сами погибли.Послы Собора долго упрашивали Михаила и его мать (отец Михаила, митрополит Филарет, был в польском плену) стать царём. Его мать, инокиня Марфа, была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. 11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил был венчан на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили инокиня Марфа и её родня.После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета фактическая власть перешла в руки последнего, также именовавшегося Великим государем. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха. В его царствование были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Речью Посполитой (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир в 1617 году). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 гг. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Также Россия должна была выплатить большую по тем временам контрибуцию 20000 рублей. Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Речью Посполитой (Поляновский мир 1634 г.). Польша и Литва сохранили за собой Смоленск и Северскую землю, но польский король и великий князь литовский Владислав IV отказался от притязаний на русский престол. Особенности правления Михаила Федоровича :

1.    правил с помощью Земских соборов,

2.    с 1619  - 1633 год  соправителем являлся его отец патриарх Филарет, который вернулся из польского плена)

 Правление первого из Романовых – Михаила Федоровича – пришлось на тяжёлоё время. Ему удалось решить главную задачу, преодолеть последствия Смутного времени,  восстановить нормальное хозяйство и торговлю. И хоть его правление опиралось на деятельность Земских соборов и соправление патриарха Филарета, тем не менее,   ему удалось сплотить вокруг себя всё общество.

  Вопросы к  домашнему заданию:

1.    Почему именно Михаил Романов был избран на престол? Был ли он единственным кандидатом?

2.     В каком году проходил Земский собор, и какая дата считается началом правления династии Романовых на Руси?

3.     В каком положении  находилось государство после смуты? Какие задачи стояли перед Михаилом Романовым в первую очередь?

4.    При Михаиле  Романове в начале его правления  ежегодно собирался Земский Собор. Что это за собрание ? Кто участвовал в его работе? Какие вопросы решал?

5.     Какую роль играли родители царя Михаила  в  годы его правления?

6.     Какие важные решения были приняты во внешней политики  в  отношении  Польши и Швеции? Почему эти решения привели к территориальным потерям?

 Отрывок из фильма Романовы.серия 1.выборы в цари Михаила Романова.


2 декабря 2023г.
 урок 11

 Самостоятельная работапо теме : « Смутное время»     

 Фамилия ученика---------------------------------------------------

1. Определите последовательность событий по порядку, проставте номера:

- появление Лжедмитрия II. Тушинский лагерь;

- гибель царевича Дмитрия в Угличе.

- вторжение польских войск, начало осады Смоленска;

- венчание на царство Лжедмитрия I;

- Второе ополчение и освобождение Москвы от поляков под руководствам  Минина и Пожарского;

- торжественное вступление в Москву Лжедмитрия I;

- Первое ополчение;

- падение правительства Василия Шуйского. Семибоярщина;

- восстание под руководством И.И.Болотникова и его разгром;

- восстание в Москве, убийство Лжедмитрия I;

- Выборы царем Михаила Романова.

- венчание на царство Василия Ивановича Шуйско

 2.Вычеркни неправильно названные причины, вызвавшие Смуту в Московском государстве:

- пресечение династии Рюриковичей;

 -любовь народа к царю Борису Годунову

- закрепощение крестьян

-стремление поляков захватить русский престол.

- последствия царствования Ивана IV.

-борьба за власть между знатью и служилым дворянством.

3. Подбери синоним слову смута и запиши:


25 ноября 2023г.
 урок 10
 Тема урока: Конец смутного времени.

Вопросы к домашнему заданию:

1.Кто стал царем после Лжедмитрия?

2.Кто такой „ Тушенский вор»?

3.Какие два государства представляли опасность независимости России в период Смутного времени?

4.Можно ли ополчение назвать народной армией и почему?

5.    Сколько ополчений было создано для борьбы с врагами?

6. Чем закончилось борьба второго ополчения в 1612 году?

7. Почему К.Минин и Д.Пожарский вошли в историю России как народные  герои?

8.Где установлен памятник К.Минину и Д.Пожарскому?

 Выучить термин

 Ополчение — вооружённые силы , состоящие из народа  для защиты от внешних врагов.

 


18 ноября 2023

 Урок 9

 Тема урока:Смутное время. Царствование Василия Шуйского.ЛжедмитрийI

 Домашнее задание §9.

Вопросы  для повторения:

 Вспомните ,кто скрывался под именем ЛжедмитрияI?Почему этот период в истории России называют историки Смутным временем? Почему исторические авантюристы использовали имя Дмитрий?

Вопросы по новому материалу:

1.Как Василий Шуйский стал русским царем?

2.Почему Лжедмитрий 2 вошел в историю как «Тушинский вор»?

3.Как вы думайте, Мария Мнишек –жертва Смутного времени или честолюбивая авантюристка,стремившаяся к власти ?

4.Почему Василий Шуйский обратился за помощью к шведам ?

5.Что такое Семибоярщина? В чем ее предательство по отношению к своему народу?

6.Как вы можете обьяснить приход на русский престол случайных людей?

 Запомнить термин:

Самозва́нец — человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях. (Пример: Лжедмитрий 1,Лжедмитрий 2.)

 

11ноября 2023

 Урок 9.

 Тема урока:Начало Смутного времени.


Вопросы к домашнему заданию:

1.Что такое «смута» и почему события конца XVI – начало XVII века называют Смутным временем?

2.Каковы причины наступления Смутного времени в России?

3.Почему стало возможно появление ЛжедмитрияI и кто скрывался под этим именим.?

4.Какая страна поддержала авантюру ЛжедмитрияI и почему ?

5.Чем закончилась история ЛжедмитрияI?

6. Кто был избран царем после Лжедмитрия 1?

Термины для запоминания:

СМУ́ТА.

1.

Мятеж, народные волнения стар..

"Сеять смуту"

2.

Раздоры, ссоры, беспорядок .

Смутное время – События конца XVI – начала XVII веков. ознаменованные стихийными бедствиями, гражданской войной, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшим государственным кризисом.

Смута по-немецки: 1Wirre

                          2Aufruhr

       3Unruhen

Текст для изучения.

 Смутное время,  смута лихолетье

– так называли начало XVII в. в России.

Никогда еще на Руси не происходило подобных событий. И если ранее споры за русский престол могли вести разные ветви князей – Рюриковичей, то в эти годы на древний стол Ивана Калиты претендовали и беглый монах, и бывший холоп, и нищий школьный учитель. А наследственная монархия вдруг разом превратилась в выборную. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. Поэтому историки называют этот период первой гражданской войной в России. И за всем этим зорко следят давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек богатой земли русской.. «В начале XVII века на государство русское послано было страшное испытание... Династия Рюрикова пресеклась. Началась страшная борьба, в которой новорожденному Московскому государству надлежало, по-видимому, погибнуть...». (С.М.Соловьев)

А что же такое Смута?

Смута (мятеж, беспорядок) -

историческая эпоха в жизни Московской Руси. Смутное время началось после смерти Федора Ивановича, последнего царя из рода Рюрика (6 января 1598 г.), и продолжалось до избрания в цари Михаила Федоровича Романова (21 февраля 1613 г.). Этот период ознаменован стихийными бедствиями, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. (1598-1613)

Причины Смуты

Экономические

Политические

Социальные

-тяжелейший хозяйственный кризис

-неурожаи и голод начала 17 века

-рост налогов

-неразумная политика Ивана Грозного

-династический кризис

-борьба за власть

-вмешательство Польши и Швеции

-усиление крепостничества

-болезни и эпидемии

-мятежи и восстания

-появление лжецарей и самозванцев

Смутное время

В исторической  науке  нет  точного  определения  Смуты.  Долгое   время  этот  период  называли лихолетьем. Пришелся он на конец 16 – начало 17 веков. В  толковом  словаре  В.И.  Даля  «смута»  означает  возмущение,  восстание,  мятеж, общее  неповиновение,  крамола,  раздор  меж  народом  и  властью.

Три периода смуты

Первый период называют династическим – на этом этапе претенденты боролись за московский престол, пока на него не взошел Василий Шуйский, хотя его правление также включается в эту историческую эпоху. Второй период – социальный, когда между собой боролись различные социальные классы, причем этой борьбой пользовались в своих интересах иноземные правительства. И третий – национальный – он продолжался до тех пор, пока на российский престол не взошел Михаил Романов, и тесно связан с борьбой против захватчиков-иностранцев.

Правление Бориса Годунова

Фактически этот боярин стал править Россией еще в 1584 году, когда на престол взошел сын Ивана Грозного Федор, совершенно неспособный к государственным делам. Но юридически Борис Годунов был избран царем только в 1598 году после смерти Федора. Назначил его Земский собор, поэтому в исторической литературе Борис Годунов считается первым выборным царем.

Несмотря на то, что Годунов принял царство в сложный период социального бедствия и сложного положения России на международной арене, он был хорошим государственным деятелем, трон он не наследовал, что делало его права на престол сомнительными.

Новый царь начал и последовательно продолжал курс реформ, направленных на улучшение экономики страны: купцы были освобождены от уплаты налогов на два года, землевладельцы – на год. Но это не сделало внутренние дела России проще – неурожай и голод 1601-1603 гг. вызвал массовую смертность и повышение цены на хлеб невиданных размеров. И во всем народ обвинял Годунова. Во время правления Бориса Годунова вспыхнуло восстание Хлопко Косолапого. А с появлением в Польше “законного” наследника престола, который якобы был царевичем Дмитрием, ситуация усложнилась еще больше.

Первый период смуты

Фактически начало Смутного времени в России было положено тем, что Лжедмитрий проник в Россию с небольшим отрядом, который все увеличивался на фоне крестьянских бунтов. Довольно быстро “царевич” привлек на свою сторону простой народ, а после смерти Бориса Годунова (1605 год) был признан и боярами. Уже 20 июня 1605 года он вступил в Москву и был посажен на царство, однако удержать престол не смог. Про него говорили так: “Он был испечен в польской печке”, действительно, самозванец носил польское платье, был католиком. А позже выяснилось, что на самом деле он – польский монах Григорий Отрепьев. 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, а на престол сел Василий Шуйский. Власть этого государя была формально ограничена Собором (он давал боярам крестоцеловальную клятву), но улучшения обстановки в стране не произошло.



5.11. 2022 

Урок 8

  4 ноября 2023 год

Урок 8. 

Тема урока:Конец династии  Рюриковичей.

Текст для  изучения темы.

Конец династии Рюриковичей и воцарение Бориса Годунова.

Династия Ивана Калиты, внука Александра Невского, правила Московским государством в течение почти трёхсот лет. Основы её могущества были заложены в то время, когда над Русью тяготело иго монголо - татар. При Иване III, в конце 15 века Россия освободилась от господства иноземных захватчиков. Иван 4 (Грозный) внук Ивана 3, довершил разгром осколков орды. Рухнули Казанское, Астраханское х-ва, земли в низовьях Волги, где монголо - татары основали свою столицу были включены в состав Русского государства. Затем Русь нанесла удар крымской орде. Даже поражение в Ливонской войне не умолило популярность Ивана IV. В народной памяти он остался грозным, но справедливым царём.Это был правитель законной династии. Личность правителя накладывала отпечаток на ход и характер эпохи и направления развития страны. Но так сложилось в определённый период истории государство ослабло и даже исчезло и на престоле замелькали какие-то лица: иностранцы, самозванцы. И это время назвали смутным. 

В 1581 году во вспыхнувшей ссоре царь ударом посоха в висок убил своего сына Ивана, а в 1584 году скончался и сам. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола. Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». 

 Царевич Дмитрий и его загадочная смерть.

 Грозный оставил по себе еще одного сына (от седьмого брака с Мариею Нагою), царевича Дмитрия, родившегося в 1582 г. После смерти Грозного маленький Дмитрий получил «в удел» город Углич, куда и был отправлен с матерью и ее братьями, дворянами Нагими. Пребывание на «уделе» было в сущности изгнанием.  Дмитрию шел всего девятый год, когда он стал жертвою внезапной смерти. 15 мая 1591 г., в полдень, мать царевича, выбежав на крик из своих покоев, нашла сына на внутреннем дворе Углицкого дворца со смертельною раною в горле. О событии дали знать в Москву. Оттуда очень скоро приехала в Углич следственная комиссия, во главе  был думный боярин князь Василий Иванович Шуйский. Разобрав дело, комиссия донесла в Москву, что царевич со своими сверстниками, «потешными робятками», играл ножом в тычку на дворцовом дворе; в это время пришел на него обычный припадок падучей болезни; царевич в конвульсиях наткнулся на нож и сам нанес себе нечаянно смертельную рану. Духовенство с патриархом во главе и бояре, выслушав доклад комиссии, обвинили Нагих в самоуправстве и сослали их, причем царицу Марью постригли в монахини. Царевич же был погребен в Угличе. Тем не менее народная молва не поверила нечаянному самоубийству царевича. главным виновником злодейства тихонько называли Бориса Годунова. Думали, что Борис подсылал к царевичу убийц и всячески хотел извести царевича, чтобы самому стать царем по смерти бездетного Федора.

 Царь Федор и Борис Годунов.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей. Бояре не могли помириться с возвышением Бориса Годунова: он им казался и молод, и недостаточно знатен. Против Годунова была задумана интрига. Так как у царя Федора не было детей, то митрополит (Дионисий) и некоторые бояре хотели уговорить царя развестись с царицей и жениться на другой: тогда со своею сестрою Ириною был бы удален от царя и Борис. Но Годунов успел помешать боярам. Митрополит был принужден оставить митрополию, и на его место Борис устроил своего приятеля Иова; враждебные же Борису бояре подверглись опале и были сосланы. Главным образом пострадали знатнейшие из Рюриковичей князья Шуйские.От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям — скончалась в 1594 году). В конце 1597 года Фёдор смертельно заболел и 7 января 1598 года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).Вдова Федора Ирина постриглась в монахини. 

 Выборный царь Борис Годунов.

Патриарх Иов, оставшийся «начальным человеком» на Москве в безгосударное время, собрал в своих палатах земский собор для избрания государя. Изо всех московских князей и бояр два лица казались наиболее вероятными кандидатами на престол. Это были, во-первых, правитель государства и царский шурин Борис Федорович Годунов и, во-вторых, двоюродный брат царя Федора, Федор Никитич Романов.Патриарх был на стороне Годунова и предложил собору избрать именно его. Собор согласился и единогласно (в феврале 1598 г.) предложил престол Борису. Но Борис, бывший в то время у своей сестры в Девичьем монастыре, решительно отказался. Необходимы были особенные меры, чтобы понудить его послушаться соборного прошения: был составлен крестный ход в Девичий монастырь, и патриарх объявил Борису, что в случае его дальнейшего отказа духовенство затворит все церкви и прекратит богослужение. Тогда только Борис согласился, а его сестра, бывшая царица, благословила брата на царство. Хотя, таким образом, избрание Бориса было всенародным и вполне законным, однако шла молва, будто он тайно прибегал к подкупам и угрозам, чтобы обеспечить себе престол.Природа одарила Бориса большим умом и правительственным талантом. Он держал власть в своих руках умело и твердо. Получив влияние и силу в то время, когда государство было расшатано и разорено опричниной и тяжелыми войнами, Годунов устремил все свои способности на то, чтобы успокоить страну и поднять ее благосостояние. По свидетельству современников, он достиг в этом деле значительных успехов. При нем поднялась торговля, уменьшились недоимки, наполнилась царская казна. Вместо казней и оргий Грозного наступила тишина и спокойствие; люди «начаша от скорби бывшия утешатися и тихо и безмятежно жити».Согласившись в феврале 1598 г. принять престол, царь Борис венчался на царство только 1 сентября — лишь тогда, когда убедился в прочности народного избрания. С такою же осторожностью он держал себя и в дальнейшее время. Боясь покушений на свою власть, он воспользовался первыми предлогами для того, чтобы устранить подозрительных для него бояр. В управлении государством Борис продолжал делать то, что делал он при царе Федоре: всеми мерами стремился к восстановлению народного благосостояния, потрясенного в эпоху Грозного. Он уклонялся от внешних столкновений, не желая втягивать государство в новые войны. Он заботился об укреплении правосудия и справедливости и желал истребить лихоимство и самоуправство и оградить мирное население от насильников.  Во время своего венчания на царство Борис взялся за ворот своей сорочки, шитой жемчугом, и в порыве чувства сказал патриарху, что и эту последнюю сорочку разделит с бедными и нищими в своем царстве. 

И действительно, он делал много добра и льгот простонародью. Начиная с 1601 г. в Московском государстве, подряд три лета, были неурожаи, и настал страшный голод. Люди умирали на улицах и дорогах и ели друг друга. Борис устроил раздачу хлеба из казны голодным и начал в Москве большие постройки, чтобы дать им заработок. Конечно, он не мог накормить всех голодных, и народ, не имевший пищи, бросал свои дома и хозяйство и разбегался. Образовались большие разбойничьи шайки, которые силою добывали себе пропитание и грабили богатых бояр и купцов, державших взаперти свои обильные запасы хлеба. Голод и разбои, по словам современников, были «началом беды» для Руси.

Вопросы  для беседы на уроке:

1.      Вспомните,с кого началась династия Рюриковичей на Руси? Кого из представителей этой династии вы знаете?

2.    Кто должен был наследовать престол после смерти Ивана Грозного,почему на престоле оказался царевич Федор?

3.    Что вам известно о судьбе малолетнего царевича Дмитрия?

4.    Почему пресеклась династия Рюриковичей ?

5.    Почему Бориса Годунова  называли « безродным царем»?

       Термин для запоминания :

Дина́стия (от греч.  — власть, господство) — в монархических государствах несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей.

  История России для "чайников" - 26 выпуск - Царь Фёдор и Борис Годунов.

Урок 7

22 октября 2023 года.

Тема урока:Иван Грозный перед судом истории.

Урок 6

14октября.2023 года

Тема урока:  Последние годы жизни и  царствования  Ивана Грозного. Итоги правления.

 Домашнее задание: § 7.стр 56.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.   О каких качествах характера Ивана Грозного можно говорить,познакомившись с фактами его семейной жизни?

2.    Каковы были отношения Ивана Грозного со старшим сыном Иваном? Была ли его смерть убийством или  преступлением по неосторожности? Как воспринял Иван Грозный смерть царевича?

3.    Как складывалась семейная жизнь великого тирана? Можно ли согласиться с историком Н.Карамзиным ,который писал:  «Семьей  царь управлял так же деспотично,как страной..»? Докажи.

4.     Как закончил свою жизнь Иван Грозный?

5.   Изучив историю правления Ивана Грозного , сделай свой собственный вывод: кто он в твоем представлении,  царь- Тиран или Реформатор?    Докажи.

6.    Как ты относишься к высказыванию другого историка В.Ключевского , который писал: «  Грозный царь больше задумывал ,чем  сделал,сильнее подействовал  на нервы своих современников,чем на порядок в государстве...»?

Самостоятельная работа по теме «Царь Иван Грозный» 7 кл.

Фамилия ученика(цы)___________________________

 Задание:  С помощью материала учебника выполнить тест.

1. Первый Земский собор состоялся в:

а) 1547 г.     б) 1549 г.   в) 1551 г.      г) 1556 г.

2.  Приказы — это:

а) органы центрального управления в России в XVI — начале XVIII в.

б) выборные органы, осуществлявшие управление на местах

в) государственные канцелярии

3. Избранная рада — это:

а) небольшой кружок близких Ивану IV людей  б) высший совет при князе

в) народное собрание, решавшее важнейшие государственные вопросы .   

4.Орган при царе, состоящий из представителей различных слоев населения и созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел:

а) Боярская дума          б) вече     в)  Земский собор    

5. . Что из названного было результатом внешней политики  Ивана Грозного?

  а) завоевание Россией выхода в Балтийское море

 б) присоединение к России Казанского и Астраханского ханства.

  г) окончательное свержение монголо-татарского ига

6. Какие три из перечисленных ниже событий связаны с царствованием Ивана Грозного?

 а) присоединение Казани и Астрахани к России  б) Ливонская война  в) Медный бунт      г) церковный раскол д) созыв первого Земского собора   е)  возрождение Москвы.

7. Одна из целей Ливонской войны:

а) ликвидация угрозы славянским землям со стороны Ливонии              б)борьба за выход в Балтийское море

в) установление контроля за Волжским торговым путем .                          

8.  Политика Ивана Грозного , направленная против бояр называлась:

  а) опричнина     б)    ненависть        в)  поддержка     г) земщина

9. Установление опричнины Иваном Грозным способствовало ( нужное подчеркнуть)

   а) утверждению неограниченной власти царя   б) экономическому подъему в стране в) созданию боеспособного опричного войска.

   г) усилению террора в стране.

 

Урок 5

7октября.2023 года

Тема урока: Опричнина.

 Домашнее задание : § 4 (Студеникин) или § 10 (Торкунов).

 Текст к уроку.

Накануне.

Сложившаяся в ходе реформ Избранной рады, эта система укрепляла централизованное управление страной. Но Боярская дума, Избранная рада, отчасти и Земские соборы ограничивали самодержавную власть царя. Он же стремился к единоличной власти.

В 1553 г. Иван IV внезапно заболел, царь объявил преемником своего малолетнего сына Дмитрия. Бояре должны были присягнуть ему, но многие этого не хотели. Кричали, спорили, вспоминали о боярском правлении при малолетним Иване IV. Некоторые хотели присягнуть Владимиру Андреевичу (двоюродный брат царя). Князь Владимир настраивал народ против малолетнего Дмитрия. Среди сторонников Владимира Андреевича были и деятели Избранной Рады. Сильвестр говорил, что Владимир Андреевич добрый князь, любит советников .ИванIV выздоровел, но не забыл эту историю.У деятелей Избранной Рады сложились плохие отношения с родственниками жены царя Анастасии, во внезапной смерти жены Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра.

Иван  IV  считал  бояр  предателями,  т.к.  они  не  присягнули  его  сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении  своей  жены  Анастасии  Романовны  ,  за  что  и  расправился  с «Избранной радой».3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободеЛюди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором… А  содержание  второго  послания  вы  узнаете,  прочитав  текст  в раздаточном материале №1   О чём говорилось во втором послании? Иван  IV  предъявил  свои  требования,  при  исполнении  которых  он соглашается вернуться в Москву:

 предоставить  ему  право  казнить  «изменников»,  то  есть  неугодных,  по своему усмотрению;

- учредить в  стране особый порядок,  то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части: 1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление; 2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.

 Иван  IV  разделил  государство  на  2  части  опричнину  -  личный  удел  царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой  управляли  бояре.  В  опричнине  создавалось  своё  опричное  войско, своя дума, свои приказы.  В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572.

Цели опричнины

•  Установление неограниченной власти царя

 •  Борьба  с  феодальной  аристократией  (самостоятельностью боярства)

•  Ликвидация  остатков  феодальной  раздробленности  (удельных княжений, Новгородской вольницы)

 •   Сосредоточение  главных  сил  для  продолжающейся  Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

Разгром Новгорода.

 По  дороге  к  Новгороду  опричники устроили  кровавые  погромы.  Прибыв  в Новгород,  царь  с  сыном  Иваном  начал  суд  над  новгородцами, подозреваемыми  в  измене.  Ежедневно  к  ним  доставляли  от  пятисот  до тысячи  обреченных,  которых  пытали,  жгли  каким-то  огненным  составом, затем привязывали головой или ногами к саням и волокли на берег Волхова, откуда бросали с моста в незамерзшую реку. Жен и детей их, связанных по рукам и ногам также бросали в реку. Чтобы никто не мог спастись, по реке с рогатинами, копьями, баграми и топорами плавали в лодках воины государя, добивая тех, кто еще был жив. Убийства продолжались около шести недель. После царь подверг город общему грабежу и разорению. Погибло множество жителей.  По  разным  источникам  погибло  от  5  до  20  тысяч  человек.

Вопросы к домашнему заданию:

 1. Почему Иван Грозный расправился с Избранной Радой и другими своими приближенными? Какие события  случились перед этим?  Куда уехал царь,разгневавшись на бояр? Узнайте в интернете как этот город сейчас называется?

2. Что такое опричнина?  В какие годы она началась?

3. Каковы цели  опричной политики Ивана IV?

4. Каковы средства осуществления опричной политики?

5. Против какого сословия проводилась политика опричнины?

6. Что означает слово «опричнина»?

7. Как называлась часть страны,которую царь отдал в управление боярам?

8. Какое значение имеет опричнина в истории  России?

Термины для запоминания:

Опричнина- слово произошло от слова «оприч» (кроме), означавшего удел, выделяемый вдовым княгиням. Вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину.

Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам.

 


Урок 4.

30 сентября 2023 года.

Тема урока: Ливонская война.

Домашнее задание: § 3,стр.26-28.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.Каковы  были задачи внешней политики  России на западном направлении?

2.Почему война,которую вел Иван Грозный на западе называлась Ливонской войной?

3. Каковы цели России в этой войне?

4.  Как развивались события на первом этапе Ливонской войны?

5. Почему Россия начала нести поражения на втором этапе войны?

6.   Какие страны включились в войну против России?

7.  Чем закончилась Ливонская война,которая длилась четверть века?

8.   Как вы оцениваете дипломатические способности Ивана Грозного?

9.   Каковы общие итоги внешней политики Ивана Грозного?

 Текст:

Ливонская война 1558-1583 годов

Ливонская война длилась с 1558 по 1583 года. В ходе войны Иван Грозный стремился получить доступ и захватить портовые города Балтийского моря, что должно было существенно улучшить экономическое положение Руси, за счет улучшения торговли. Ливония ( Ливонский орден) – регион в восточной Балтии. На территории современной Эстонии и Латвии. В те времена существовало государство, созданное в результате крестоносных завоеваний.Как государственное образование, оно было слабым из-за национальных противоречий (прибалтийцы были поставлены в феодальную зависимость), религиозного раскола.(туда проникла Реформация)

Причины Ливонской войны

Иван 4 Грозный начал Ливонскую войну на фоне успехов своей внешней политики на других направлениях.Русский царь стремился отодвинуть границы государства на запад, чтобы получить доступ к судоходным районам и портам Балтийского моря. 

Повод для начала Ливонской войны:

1.Отказ от уплаты дани. В 1503 годук Ливнской Орден и Русь подписали документ, согласно которому первые обязывались выплачивать городу Юрьев ежегодную дань. В 1557 году Орден от этого обязательства единолично устранился.

Ход войны и основные события

Ливонская война велась с большими перерывами и исторически разделяется на несколько этапов.

На первом этапе (1558–1561) боевые действия велись относительно успешно для России. Русская армия в первые месяцы захватила Дерпт, Нарву и была близка к захвату Риги и Ревеля. Ливонский Орден находился на краю гибели и просил перемирия.

Иван Грозный согласился на 6 месяцев остановить войну, но это было огромной ошибкой. За это время Орден перешел под протекторат Литвы и Польши, в результате чего Россия получила не 1-го слабого, а 2-ух сильных противников. Новые хозяева ливонских земель потребовали от Ивана Грозного вывести войска и отказаться от Ливонии. Царь отказалась,хотя боярство было против продолжения боевых действий. Ранее, за недовольство Ливонской войной, в 1560 г. царь разогнал «Избранную Раду».

 В 1577–1583 Иван IV вновь захватывает всю Прибалтику, но вскоре удача отвернулась от царя и русские войска были разгромлены.

Новый король объединённой Польши и Литвы (Речи Посполитой) Стефан Баторий выгнал Ивана Грозного из прибалтийского региона, и даже сумел захватить ряд городов уже на территории Русского царства (Полоцк, Великие Луки и др.).От полного разгрома Россию спасла оборона Пскова (с августа 1581 г.). За 5 месяцев осады гарнизон и жители города отбили 31 попытку штурма, ослабив армию Батория.

Окончание войны и ее итоги.

  Перемирие между Российским царством и Речью Посполитой 1582 года положило конец длительной и ненужной войне. Россия отказалась от Ливонии. Было утеряно побережье Финского залива. Его захватила Швеция, с которой в 1583 года был подписан мир. Таким образом, можно выделить следующие  итоги Лиовнской войны: Россия не только не получила выход к Балтийскому морю,но и потеряла исконно русские земли.

Несмотря на отрицательный исход, именно Ливонская война определила направления внешней политики России на долгие годы вперед – получить выход к Балтийскому морю.



Урок 3. 

23 сентября 2023 г.

Тема урока: Внешняя политика Ивана Грозного. Присоединение новых земель.

Домашнее задание: §3 M.Студеникин или §7 А.Торкунов.


Текст к уроку.

Основными задачами внешней политики России в период правления Ивана Грозного (1530-1584) являлись:

 на западе — борьба за выход к Балтийскому морю (отношения с Польшей, Литвой, Ливонией и Швецией),

 на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами и Ногайской ордой,

 на юге — защита страны от набегов Крымского ханства (вассала Османской империи).

 Нас сегодня интересует юго- восточное направление.

Борьба за новые земли.

Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское, Астраханское, Сибирское ханство и Ногайская орда постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Этo были рaйoны плoдoрoднoй земли, o кoтoрoй дaвнo мечтaлo русскoе двoрянствo. Решение прoблемы пoдчинения Кaзaнскoгo и Aстрaхaнскoгo хaнств былo вoзмoжнo двумя путями:либo пoсaдить в этих хaнствaх свoих стaвленникoв, либo зaвоевaть их.

Покорение  Казанского ханства.

 походы на Казань, совершенные в 1547—1550 годах, были безрезультатны. Тогда Иван IV провёл серьёзную подготовку к новому походу на Казань, реформировал и укрепил армию. В августе 1552 г. русская рать форсировала Волгу и начала осаду Казани, кoтoрaя предстaвлялa в тoт периoд первoклaссную вoенную крепoсть. Чтoбы oблегчить зaдaчу взятия Кaзaни, в верхoвьях Вoлги (в рaйoне Угличa) былa сooруженa деревяннaя крепoсть, кoтoрую в рaзoбрaннoм виде сплaвили вниз пo Вoлге дo впaдения в нее реки Свияги. Здесь, в 30 км oт Кaзaни, был вoзведен гoрoд Свияжск, стaвший oпoрным пунктoм в бoрьбе зa Кaзaнь. Рaбoты пo сooружению этoй крепoсти вoзглaвил тaлaнтливый мaстер И.Г. Вырoдкoв. Oн рукoвoдил сooружением минных пoдкoпoв и oсaдных приспoсoблений при взятии Кaзaни.Кaзaнь былa взятa штурмoм, кoтoрый нaчaлся 1 октября 1552 г. В результaте взрывa 48 бoчек пoрoхa, зaлoженных в пoдкoпы, былa рaзрушенa чaсть стены Кaзaнскoгo кремля. Через прoлoмы в стене русские вoйскa вoрвaлись в гoрoд. Хaн Ядигир-Магмет был взят в плен. Впoследствии oн крестился, пoлучил имя Симеон Кaсaевич, стaл влaдельцем Звенигoрoдa и aктивным сoюзникoм цaря

Покорение Астраханского ханства.

После взятия Казани на повестку дня встал вопрос о покорение Астраханского ханства. Хан Астраханского ханства перешел на сторону Крымского хана,давнего врага Ивана Грозного. В июле 1556 г. большая русская рать и отряды донских казаков разгромили ханское войско и без боя взяли Астрахань. По итогам этого похода Астраханское ханство было ликвидировано

Ногайская орда

В период с 1551 по 1557 г. Чувашия и бoльшaя чaсть Башкирии вoшли в сoстaв России. Зависимость от России признала Ногайская Орда — государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. (оно называлось по имени хана Ногая и охватывало степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.

Освоение Сибири

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана Грозного грамоты на владение землями по реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным, 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом — ясак.

 Вывод:  покорения ханств 1) расширило территорию страны 2)  обеспечило контроль над стратегически важным Волжским торговым путем и прямой выход в Каспийское море, 3) положен конец постоянным набегам астраханских татар на порубежные русские земли.

Вопросы к домашнему заданию:

1.Что включает в себя термин –внешняя политика ?

2.Какие внешне политические задачи стояли перед правительством Ивана Грозного?

3. Как образовались  Казанское и Астраханские ханства?

4. Как происходило покорение Казанского ханства?

5.  Для чего понадобилось строительство Свияжской крепости?Как она была построена?

6 .Какое значение имеело для России присоединения Казанского и Астраханского ханств ?

7. Какие еще территории были присоедины к Русскому государству во времена Ивана Грозного?

8. Какой торговый путь оказался полностью в руках России после присоединения  всех названных земель?

9. Как вы понимаете выражение «многонациональное государство»? Можно считать Россию XVI века многонациональным государством?

10.  Как вы считаете,было ли присоединение Поволжья к России  положительным фактом для проживающих там народов?

 Термин для запоминания:

Внешняя политика –это политика,регулирующая отношения с другими странами.


Урок 2 

16 сентября 2023 года.

Тема урока: Реформы Ивана IV в начале его правления.

 Домашнее задание:  §2.стр 18-21.

Реформы Ивана Грозного.( Схема рассказа)

Восстание в Москве. 1547 г.

Недовольство народа  восстания  нужны реформы!

Свою политическую деятельность  царь начал с реформ, в разработке которых опирался на мнение Избранной рады – совета приближённых. Избранная Рада — совещательный орган при царе: — фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего  царю,но не имевшего офицального статуса,просто круг единомышленников. По ее инициативе был созван Первый Земский собор.

Первый Земский собор – 1549 г.

Утвердил новый Судебник и программу реформ середины XVI в

 Реформы царя

1Увеличение числа приказов – учреждений, ведавших отраслями государственного управления.

2.отмена кормлений – 1550–1556 г.

3. Военная реформа.

 Создание регулярного войска.

4. Судебная реформа.

право перехода крестьян в Юрьев день

4. Реформы церкви.

Упорядочилась обрядность на всей территории страны;

 Домашнее задание:  §2.стр 18-21.

Вопросы к домашнему заданию:

1.    Кто помогал царю  Ивану Васильевичу в подготовке и проведении реформ?  Как назывался совет приближенных  к царю людей?

2.    Что означает  термин «Земский собор»?

3.    В каком году был проведен первый Земский Собор в России?

4.    Что такое Судебник?

5.      Какие самые  важные законы  Судебника Ивана IV. 1550 года.?

6.    Как назывался сборник законов в Русском государстве?

Новые термины:

Земский Собор- Собрание представителей  всех русских земель.

Судебник- сборник законов государства

Приказы- государственные учереждения ( подобные министерствам)

Даты: 1550год –судебник Ивана IV.

Урок 1.

 9 сентября 2023 год.

Тема урока :    Иван IV Грозный. Происхождение. Путь к власти.

 Домашнее задание: § 2.

Текст к уроку:
Иван Грозный – величайшая загадка русской истории. Личность, о которой уже более 400 лет не умолкают споры.Внук Ивана 3,потомок Александра Невского. Князь Иван Васильевич прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту рождения Иоанна были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда  Иван будет у власти. 
 Родителями его были князь Московский Василия III и Елена Глинская,дочь литовского князя По родословной легенде,  Глинские ведут происхождение от хана Мамая.Елена Глинская была выбрана невестой великого князя Василия , который развёлся с первой женой по причине отсутствия у неё детей. Елена родила Василию двоих сыновей Ивана и Юрия. 
После смер­ти Ва­си­лия III в 1533 г. ве­ли­ким кня­зем стал его сын, Иван. Но фак­ти­че­ски власть ока­за­лась в руках Елены Глин­ской — ма­те­ри Ивана.Елена  фактически совершила переворот, отстранив от власти назначенных последней волей её мужа семерых опекунов  в том числе и своего дядю, и сделалась правительницей Русского государства. В пе­ри­од ее прав­ле­ния был начат ряд ре­форм, на­прав­лен­ных на укреп­ле­ние ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти. На­ча­лась ре­фор­ма мест­но­го управ­ле­ния (ко­то­рую за­кон­чил Иван IV), объ­еди­не­ны мос­ков­ская и нов­го­род­ская де­неж­ные си­сте­мы — вве­ден еди­ный мос­ков­ский рубль. Уси­лен кон­троль за ро­стом цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния, вве­ден за­прет на по­куп­ку земли у слу­жи­лых людей. По ее при­ка­зу была со­ору­же­на Ки­тай­го­род­ская стена, при ней было за­клю­че­но пе­ре­ми­рие с Лит­вой (1536 г.) В 1538 г. Елена уми­ра­ет. Ино­стран­цы пи­са­ли о ее отрав­ле­нии. После ее смер­ти на­ча­лась борь­ба за власть бо­яр­ских груп­пи­ро­вок: Глин­ских, Бель­ских, Шуй­ских, Во­рон­цо­вых. Осо­бен­но же­сто­кая борь­ба раз­го­ре­лась между бо­яр­ски­ми ро­да­ми Шуй­ских и Бель­ских.Оже­сто­чен­ная борь­ба бояр за власть, про­хо­див­шая на гла­зах ма­ло­лет­не­го Ивана IV, ока­за­ла нега­тив­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние его ха­рак­те­ра. Лю­бо­зна­тель­ный, на­чи­тан­ный Иван, видя ин­три­ги бояр, за­ча­стую непра­вый суд и казни, от­ли­чал­ся боль­шой впе­чат­ли­тель­но­стью, неурав­но­ве­шен­но­стью, легко пе­ре­хо­дил от без­удерж­но­го ве­се­лья к глу­бо­кой де­прес­сии или гневу.

В годы бо­яр­ско­го прав­ле­ния (1538–1547 гг.) уве­ли­чи­лись по­бо­ры с на­се­ле­ния, рас­хи­ща­лась казна, раз­да­ва­лись земли. Раз­бои и рас­пра­вы стали обыч­ным делом. 

Вопросы к домашнему заданию

1. Кто были родители царя Ивана IV?

2.Расскажите о детстве Ивана IV.Что повлияло на формирование характера будущего правителя?

3.Как обьяснить слова  Василия III,обращенные к  боярам перед своей смертью: « Постойте братья крепко,чтоб мой сын стал в государства государем и в вас розни никакой не было»?

4.Кто был назначен соправительницей при малолетнем   государе?

5.Каким было краткое правление Елены?Почему в годы ее правления и позже обострилась борьба бояр за власть?

6.Каковы причины венчания Ивана IV на царство и принятия титула «царь»?

7. Какой смысл вкладывал сам ИванIV в понятие Царь?

 Запомнить термин: Царь

Дата:1547год  -  провозглашение  Ивана IV  царем.


Комментарии