8 класс


 

III четверть

Урок 20

22 марта 2025 года.

Тема урока:  Крымская война1853-1856г. Первый этап.

 Домашнее задание: §13 стр.151-1154.

Крымская война 1853-1856.  Краткий текст к уроку.

Войны Российской и Османской империй были привычным явлением международной политики XVIII-XIX столетия.  В 1853 году Российская империя Николая 1 вступила в очередную войну, которая вошла в историю, как Крымская война 1853-1856 годов, и завершилась поражением России. Кроме того, эта война показала сильное сопротивление стран-лидеров Западной Европы (Франции и Великобритании) усилению роли России в Восточной Европе, в частности на Балканах. Проигранная война также показала самой России проблемы во внутренней политике, которые привели ко многим проблемам. Несмотря на победы на первоначальном этапе 1853-1854, а также захват ключевой турецкой крепости Карса в 1855, Россия проиграла важнейшие битвы на территории Крымского полуострова. В данной статье описываются причины, ход, основные результаты и историческое значение в кратком рассказе о крымской войне 1853-1856 годов.

Причины обострения восточного вопроса

Под восточным вопросом историки понимают ряд спорных моментов российско-турецких отношений, которые в любой момент могли привести к конфликту. Главные проблемы восточного вопроса, которые и стали основой для будущей войны, следующие:

·       Принадлежность проливов Босфор и Дарданеллы. Россия требовала открыть для черноморского флота эти проливы, в то время как Османская империя (при давлении стран Западной Европы) игнорировала эти требования России.

·       Наличие на Балканах, в составе Османской империи, славянских христианских народов, которые боролись за свою независимость. Россия оказывала им поддержку, тем самым вызывая волну возмущения турок по поводу вмешательства России во внутренние дела другого государства.

Дополнительным фактором, который усиливал конфликт, было желание стран Западной Европы (Британии, Франции, а также Австрии) не пустить Россию на Балканы, а также закрыть ей доступ к проливам. Ради этого страны готовы были оказывать Турции поддержку в потенциальной войне с Россией.

Повод к войне и ее начало

Эти проблемные моменты назревали на протяжении конца 1840-х, начала 1850-х. В 1853 году турецкий султан передал Вифлеемский храм Иерусалима (тогда территория Османской империи) в управление католической церкви. Это вызвало волну возмущения высшей православной иерархии. Этим решил воспользоваться Николай 1, используя религиозный конфликт как  повод нападения на Турцию.. Россия потребовала передать храм православной церкви, а заодно также открыть проливы для черноморского флота. Турция ответила отказом. В июне 1853 года российские войска перешли границу Османской империи и вошли на территорию зависимых от нее Дунайских княжеств.Николай 1 рассчитывал, что Франция слишком слаба после революции 1848 года, а Британию можно задобрить, передав ей в будущем Кипр и Египет. 

Однако план не сработал, европейские страны призвали Османскую империи к действию, обещая ей финансовую и военную помощь. В октябре 1853 года Турция объявила войну России. Так началась, Крымская война 1853-1856 годов.  В истории Западной Европы эту войну называют Восточной.

Ход войны и основные этапы

Крымская война может быть разделена на 2 этапа по количеству участников событий тех лет. Вот какие это этапы:

1. Октябрь 1853 – апрель 1854. В ходе этих шести месяцев война была между Османской империей и Россией (без прямого вмешательства других государств). Существовало три фронта: Крымский (Черноморский), Дунайский и Кавказский.

2. Апрель 1854 – февраль 1856. В войну вступают британские и французские войска, из-за чего расширяется театр боевых действий, а также происходит перелом в ходе войны. Союзнические войска превосходили российские с технической стороны, что и стало причиной изменений в ходе войны.

 Вопросы к  домашнему заданию  :

1.   Вспомните, каковы были главные направления внешней политики России при Николае I?

2.   Что такое «восточный вопрос» ?

3.   Каковы  планы Российской империи на Балканском полуострове ?

4.   С какими событиями связано обострение «восточного вопроса» во в.ч. XIX века?

5.   Как был решен вопрос о режиме черноморских проливов в 1841 г.?

6.   Каковы причины Крымской войны?

7.   В чем состояли цели разных стран  стран в Крымской войне?

8.   . Что послужило поводом к началу войны?

9.   . В чем просчитался Николай,начиная новую войну с Турцией?

10.                 Чем закончилось Синопское сражение?

Запомнить термин:

Восто́чный вопро́с —принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение комплекса международных противоречий, связанных с разделом турецких ( Османских) владений великими державами  конца XVIII — начала XX веков.


Урок 19

15 марта 2025 года.

 Тема урока:   Внешняя политика Николая I.Россия в роли «жандарма» Европы.


 Домашнее задание: §12.стр.137-139

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.Вспомните ,  какие вопросы решались на Венском конгрессе  в 1815 году?

2.Какие страны вошли в Священный Союз по решению Венского конгресса?

3. Какие земли вошли в состав России  после войны 1812 года?

4. Какова главная цель внешней политики царя Николая в Европе?

5. За что монархисты Европы называли Николая «последним рыцарем» Европы ,а либералы и социалисты ее «жандармом»?

6. Чем закончилась революция 1830 года в Польше?

7. В чем заключалась помощь России австрийскому императору Францу Иосифу в 1848 году?

8 Что происходило в Европе в 1848-1849годах? Какова была роль России в этих событиях?

Термины для запоминания:

 Революция- смена одного политического режима другим,происходящаяя чаще всего насильственным путем.

 Внешняя политика- отношения  одного государства с другими

государствами.

Урок 18

8 марта 2025 года.

Тема урока:    Николаевская система власти.


 Домашнее задание:§ 8.

Вопросы к домашнему заданию: 

1.   Согласны ли вы с главным положением «теории официальной народности»,что самодержавие является единственно приемленной для России формой правления?

2.   Как вы понимаете слово „Самодержец“?

3.   .Как вы считаете ,есть ли что либо положительное в такой форме правления?

4.   Какое сословие  было  главной опорой  для трона царя? Выбрать правильный ответ:

5.   А) дворяне.Б) крестьяне.В) духовенство.

6.   В чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

7.   Какой орган государственной власти в России при царе НиколаеI стал органом политического ссыска с тайными агентами, доносами,цензурой.

8.   Что  такое цензура? Чем  она занимется? Почему цензурный устав 1826 года назвали «Чугунный»?

9.   Какие первые шаги были сделаны царем по вопросу крепостного права?

10.Почему современники называли Николая I"кровавым", "Николаем Палкиным"?

Запомнить понятия:

Николаевская система власти это -централизация государственной власти в руках царя и регламентация и контроль всех сфер деятельности и сохранение крепостного права.

Цензу́ра- система надзора и контроля за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и  литературных произведений, произведений изобразительного искусства.

Урок 17

1 марта 2025 года.

Тема урока:Основы внутренней политики Николая.Абсолютизм НиколаяI – русский консерватизм

 Отрывок из фильма " Романовы"  серия 7.Личность Николая1. 



Домашнее задание:§  8 стр.103- 106.   

Вопросы к домашнему заданию:

1.   Каким  характером обладал царь НиколаяI ? Какие взгляды и личные качества определяли все его правление?

2.   Каковы  основные задачи внутренней политики Николая I?

3.    Как относился царь Николай I к вопросу о крепостном праве?

4.   В чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

5.   Чем привлекала НиколаяI «теория официальной народности» в качестве главной государственной  идеи?  Какие 3 пункта она включала?

6.    Как вы считаете,эта теория является прогрессивной  (правильной) или консервативной для России середины 19 века?

7.   Согласны ли вы с главным положением этой теории,что самодержавие является единственно приемленной для России формой правления?

8.   Записать в словарь и выучить новые слова и понятия.

   Новые слова и выражения:

Апогейпрямое значение — наиболее удалённая от Земли точка околоземной орбиты небесного тела.

 Апогей- . переносное значениевысшая степень, расцвет чего-то,вершина, высшая точка .

      «Апогей самодержавия»-это  время наиболее высшего   проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России.

Тео́рия официа́льной наро́дности (сокр. ТОН) — принятое в  истории обозначение главной государственной идеи Российской империи в период царствования Николая I. Включала «формулу» «Православие, Самодержавие, Народность». Автором теории стал российский министр народного просвещения Сергей Уваров.

Урок 16

22 февраля 2025 года.

 Игровой урок повторения ко дню открытых дверей.

Урок 15

15 февраля 2025 года.

 Тема урока :Промышленный переворот в России.

 

 Домашнее задание: §7 ,стр 94- 98.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.      Что означает термин промышленный переворот?  Как можно назвать этот процесс другими словами?

2.     Какая  страна  мира  первой вступила в  промышленный   переворот?

3.    Когда начался промышленный переворот в России

4.    Что являлось тормозом промышленного переворота в России?

5.    Каковы особенности промышленного переворота в России?

6.    В какой  отрали промышленности начался промышленный переворот в России?

7.    При помощи фактов докажите ,что в России происходила промышленная революция?

8.     Когда и где  была проведена первая железная дорога в России?

 Запомнить термин

Промышленным переворотом называется процесс замены ручного труда станочным. Замена мануфактур фабриками.В России он начался в правление Николая I (1825-1855).

 Отрывок из фильма "Романовы". Николай 1 и промышленный переворот.



Урок 14

8 февраля 2025 года.

 Тема урока : Движение декабристов. Повторение.

Тест  8 кл.

 Фамилия ученика( цы)_______________

1. После смерти Александра 1, у которого не было детей, престол должен был занять второй сын Павла1 – Константин. Но он в своё время отказался от прав на престол:

а) из-за нежелания управлять Россией;б) по причине отсутствия организаторских способностей;в) чтобы иметь возможность вступить в неравный ( не династический) брак;

2. Междуцарствие в ноябре – декабре 1825г. затянулось, потому что Константин, находясь в Варшаве:

а) не подтверждал свой отказ от престола;б) подтверждал свой отказ только устно и в двусмысленной форме;в) подтверждал отказ от престола в письмах Николаю, но содержание и тон их были таковы, что их невозможно было опубликовать.

4.Диктатором накануне выступления на Сенатской площади был избран активный член Северного общества:а) П.Г.Каховский;б) К.Ф.Рылеев;в) С.П.Трубецкой;

5. Дата восстания: 5 января 1812, 14 декабря 1825 г, 8 апреля1816г

6. События на Сенатской площади можно квалифицировать скорее всего как:а) военную революцию;б) восстание;в) акт гражданского неповиновения;г) гвардейский переворот.

7. Кто стал царем после АлександраI : Константин,Михаил,Николай?

8. .Что  являлось главной причиной поражения восстания 

а) неявка на площадь избранного диктатора-Трубецкого б) не удалось привлечь на свою сторону солдат и офицеров. в) декабристы заняли выжидательную позицию и упустили время для нанесения удара

12. Расположите в хронологической последовательности события

А) восстание декабристов в Петербурге

Б) образование Северного общества

В) восстание Черниговского полка на Украине

Г) казнь декабристов в Петропавловской крепости

Д) смерть Александра I

Е) образование Южного общества

13. Назвать одним словом: а)участники российского дворянского оппозиционного движения, организовавшие антиправительственное восстание зимой 1825 года  ___________________

Б) период между смертью Александра I (19 ноября 1825 г.) и воцарением Николая I (14 декабря 1825 г.___________________________________

В) построение пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон_______________

. Вырази  свое мнение на тему: Что совершили декабристы: подвиг или преступление?

 Почему царь Николай припятствовал отъезду жен декабристов_________________________________________________________________________________________________________________________________

 15.Как ты считаешь,совершили декабристы: подвиг или преступление? Обьясни.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок 13

1февраля 2025 года.

Тема урока:  Поражение декабристов.Суд над  декабристами. Жены декабристов. Подвиг во имя любви.

 Домашнее задание:§ 6,стр86.        

Вопросы к домашнему заданию:

1.   Как вы относитесь к выступлению декабристов, какое     впечатление оно оставило у вас?

2.   Кто же они такие декабристы?Патриоты?Злодеи? Авантюристы?

3.   Как вы считаете, расправа над декабристами была жестокиой или справедливой?

4.   Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения ?

5.   Поддержали бы вы меры царя Николая,принятые против жен декабристов, или нет?

6.   Почему решение жен следовать за мужьями в Сибирь можно назвать подвигом во имя любви?

 Запомнить слова  и выражения:

 Процедура «деградации» – лишения дворянского достоинства, что давало основания  для применения смертной казни.

Ка́торга, или каторжные работы - подневольный труд, отбываемый в пользу государства в самых тяжелых условиях самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.

Кандалы́ -железные кольца с цепями, надеваемые на руки и ноги тяжким преступникам


Урок 12

25 января 2025 года.

Тема урока: Восстание декабристов 14 декабря1825 года.

    

Краткий текст к теме.

14 декабря 825 г. в Петербурге произошло восстание, организованное группой дворян-единомышленников с целью превращения России в конституционное государство и отмены крепостного права.

С утра 14 декабря на заснеженную Сенатскую площадь стали собираться восставшие войска. Первыми пришли солдаты лейб-гвардии Московского полка во главе с А. Бестужевым, позже к ним присоединились моряки Гвардейского экипажа и лейб-гренадёры. Они должны были заставить Сенат отказаться от присяги Николаю и предложить опубликовать манифест к русскому народу, составленный членами тайного общества.

Однако план действий, выработанный накануне, с первых минут был нарушен: сенаторы присягнули императору Николаю рано утром и уже разошлись. Выбранный диктатором С. П. Трубецкой вообще не появился на Сенатской площади.

Тем временем Николай I стягивал войска к площади, оттягивая переход  к решительным действиям. Петербургский военный генерал-губернатор, герой Отечественной войны 1812 г. М. А. Милорадович предпринял попытку уговорить восставших сложить оружие, но был смертельно ранен выстрелом П. Г. Каховского.

В пятом часу дня Николай I отдал приказ открыть артиллерийский огонь. Было сделано семь выстрелов картечью — один поверх голов и шесть в упор. Солдаты обратились в бегство. М. А. Бестужев попытался, построив бегущих по льду Невы солдат в боевой порядок, организовать захват Петропавловской крепости, но его замысел не удался.К вечеру того же дня правительство полностью подавило восстание. 

 Домашнее задание:§  6,стр 81-85.       

Вопросы к домашнему заданию: 

1.   Что побудило русских офицеров выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти?

2.    Перечислите причины, по которым власть в доме  Романовых была передана  брату  царя  Александра- Николаю.Было ли это законно?

3.    Каким событием решили воспользоваться декабристы для захвата власти?

4.    Как развивались события 14 декабря 1825 года в Петербурге?

5.    Почему , восстание декабристов потерпело поражение? Ваше мнение.

Вопрос на размышление :  Как вы думайте:кто  такие декабристы: борцы за реформы российского общества или государственные преступники,посягнувшие на законную  власть царя ?

 Термины для запоминания:

 Декабристы- группа дворян, совершившая в декабре 1825 года попытку переворота с целью отмены крепостного права и ликвидация самодержавия.

 Восстание- выступление против законной власти.

 Династический кризис-  спорный вопрос  о переходе власти в рамках одной династии.

 Династия- правящая фамилия.

18 января 2025 г.

Урок 11.

Тема:Возникновение тайных дворянских организаций.

  

 Домашнее задание:§  5 стр.72,пункты 3-4.       

Вопросы к домашнему заданию: 

1 Под влиянием каких факторов изменились взгляды  передовых русских офицеров на царя и общество после их прибывания в  Европе во время заграничного похода русской армии 1814 году?

2. Пример каких организаций взяли русские офицеры за основу своих тайных организаций?

3. Как назывались первые тайные организации или общества,созданные русскими офицерами?

 4. Какие главные цели ставили  перед собой эти организации?

 Вопрос на размышление:

Если бы вы жили в то время, вступили ли вы одну из этих тайных организаций и пошли бы  на выступление против царя? Почему да или почему нет?

 Термины для запоминания:

 Либеральные дворяне - прогрессивные офицеры из дворян,выступающие за конституцию и равноправие всех членов общества.

Масо́нство -религиозно-философское течение с мистическими обрядами, возникшее в XVIII в. и обычно ставящие задачи «нравственного совершенствования личности».

 Масонство по- немецки  «Freimaurertum»

 Масоны- члены  тайных организаций,ставящие цели обьединения человечества на принципах равенства, терпимости,братства .

 Ложа- первичная мосонская организация.

II четверть

30 ноября 2024 г.

Урок 10

 Самостоятельная работа. Тема:Отечественная  война 1812 г.

 Фамилия ученика(цы)______________________

1.Восстановите хронологическую последовательность событий: проставте номера по порядку.

Переход Наполеона через Неман

Назначение Кутузова главнокомандующим.

Пожар Москвы

Совет в Филях

Оставление Москвы наполеоновской армией

Переправа через Березину

 На остров Эльба в 1814г. отправили Наполеона в ссылку.

 Бородинское сражение

 Заграничный поход русской армии 1813-1814г.

2. Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:

“Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём”________________________

« С потерей Москвы не потерена армия,не потеренаРоссия.»____________

“Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.________

4.Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано:

а) Внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию

б) Превосходством сил Наполеона в) Неумелым руководством Александра I.

 5.Решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:

а) Сохранить русскую армию б) Навязать Наполеону зимнюю компанию

в) Вызвать всенародный гнев к Наполеону

6. Дата Бородинского сражения:а) 7 сентября 1812 г.б) 26 августа 1812 г.в) 8 ноября 1812 г.

7. 1 сентября в деревне под Москвой М.И.Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нём?

а) Как пополнить продовольственные запасы армии б) Кто должен возглавить русскую армию в) Оставить Москву без боя или сражаться за неё до последней капли крови

8. О ком сказал Александр 1 следующие слова: «“Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”

а) ) П.И.Багратион б) М.Б. Барклай де Толли в) М.И.Кутузов.

9. . Трёхдневная “Битва народов” в 1813 г, в которой были разбиты войска Наполеона, произошла:

а) Под Аустерлицем б) При Ватерлоо в) Под Лейпцигом

 

23 ноября 2024 г.

Урок 9

Тема урока: Заграничный поход русской армии1813-1814г.

г.

Домашнее задание:§ 4 пункт 3,стр.63-65.        

Вопросы к домашнему заданию:

 1.Проанализировать  изложенные факты и сделать свой вывод.

Кутузов и Александр I: нужен ли Заграничный поход?

«Александр I настаивал на продолжении войны. Кутузов же был против этого. Александр считал, что если дать Наполеону передышку, Европа останется в его власти и угроза России с Запада будет постоянной. Александр рассчитывал, что в союз с Россией против Франции вступит Пруссия.

Кутузов не видел смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать европейские государства. Он предвидел трудности новой войны. Кроме того, русская армия понесла большие потери в 1812 г. Нужно дать армии отдых, «ибо. Если продолжить дальнейшее наступательное движение, подвергнется она в непродолжительном времени совершенному уничтожению».

•Разъясните позиции Александра I и Кутузова. Чья позиция вам кажется более правильной?

2. Как вы считаете, каков главный результат для России победы над Наполеоном?

3.Получила ли Россия территориальные приобретения по решению Венского конгресса? Каковы они были?

3. С какой целью создавался Священный Союз? Какие государства в него входили?

16 ноября 2024 г.

Урок 8.

Тема урока: «Гроза 1812 года  как историческая драма и

 портреты ее  участников.»

 Домашнее задание:         

1.  Кто из перечисленных исторических персонажей тебе наиболлее симпатичен?  Используя интернет или учебник,составь небольшой,писменный рассказ об одном из них.Выбери сам по желанию.

а) Наполеон  Бонапарт.б)Денис Давыдов  в) вдова  генерала Тучкова .    г) царь Александр1.д)генерал Раевский.з) Кутузов  ж)девица каваллерист Н.Дурова д) Багратион. е) Барклай де Толли.

2.Вопрос на размышление:  Как вы думаете влияют ли  черты характера исторических героев на принятие ими решений,которые становятся историческими.? Например принятие решения царем Александром  не зеключать мир с Наполеоном. Приведите свои примеры.

3. Кто из женских образов в истории войны 1812года произвел на тебя большее впечатление и почему?

 Запомнить термины и выражения:

 Исторический герой или  персонаж – участник исторических событий.

 Исторические решения-это решения,принятые исторической личностью,которые изменили ход событий в истории.

9 ноября 2024 г.

Урок 7.

Тема урока:   Изгнание Наполеона из России.


 Домашнее задание:§4,стр58-62.         

Вопросы к домашнему заданию: 

1.      Почему Наполеону было важно после  ухода из Москвы выйти к югу на Калужскую дорогу?

2.Чем закончилось сражение под Малоярославцем?

3.Когда и почему Наполеон в первый раз повернулся спиной к неприятелю и принял решение отступать?

4. Какие причины того ,что «великая армия» превратлась в  одичавшую толпу?

5. Где произошло и чем закончилось последнее сражение русской армии с армией Наполеона?

Словарная работа:

1.Как называются члены боевых отрядов из местных жителей?----------------------

2.  Найти синоним слову Отечество---------------------------------

3. Найти верное обьяснение слову переправа:

а)  выход неприятеля из города;

б)  встреча с войсками неприятеля;

в)  переход через реку, преодоление войсками водной преграды.

 Термины для запоминания:

 Ополченцы- люди , идущие на войну  не по призыву ,а по собственному желанию. Пример: Армия Кутузова в Тарутинском лагере пополнилась за счет прибывших ополченцев.

2  ноября 2024 г.

Урок 6.

Тема урока: Второй этап войны 1812года. Бородино

.

Домашнее задание:

 §3 стр.50- 54.

Вопросы к домашнему заданию:

 1. .Считаете ли вы правильным план ведения войны, предложенный Барклаем –де- Толли и в чем он заключался?

2.Чем закончилось Смоленское сражение?

 3. Кого царь Александр назначил главнокомандующим русской армией и почему?

4.    Составте устный рассказ .Бородино – это победа или поражение? Докажите,сылаясь на мнение современников.

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа…Прямым доказательством является бегство Наполеона из Москвы, возращение по старой Смоленской дороге, гибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника». Л.И. Толстой.

5. Задание по выбору на дополнительную оценку.

Нарисовать.

•Плакат «Война 1812» « Приехал Кутузов бить французов»

•Карикатура « Напрасно ждал Наполеон».



I четверть

5 октября 2024 г.

Урок 5.

  Тема урока: Начало войны1812года.Отступление русской армии.

 Домашнее задание: §3 стр 43-46.

 Вопросы к домашнему заданию:

1.   Каковы были причины войны с Наполеоном? Перечислить_______________________________________________________________________

2.    Когда началась война с Наполеоном?_____________

3.   Было ли начало войны неожиданным для русского  общества и для царя Александра?________________

4.   Какие планы были у Наполеона в отношении России?_____________________________________

5.   Сравните армию Наполеона с армией России по численности и  по составу.  Каким образом Наполеону удалось собрать такую многочисленную армию?

6.    Почему армия Наполеона была названа « армией двунадесяти языков»?______________________________________

7.    На какие три части была разделена Русская армия? _________________________________________________________________________________________________________________________________________
Усложняло ли это ее положение?

8.   Какой план ведения войны предложил военный министр командующий 1 армией Михаил Барклай-де- Толли?

9.   Как вы считаете был ли это правильный план или нет?

10.                      Чем закончилось сражение под Смоленском?

28 сентября  2024 г.

Урок 4.

Тема урока: Наполеон Бонапарт.Исторический портрет.

 Домашнее задание: отыскать информацию о Наполеоне в книгах,в интернете,сделать писменные заметки,чтобы устно уметь ответить на вопросы. Повторить § 2.

 Вопросы:

1.    Что это за историческая личность Наполеон Бонапарт?

2.    Где он родился? Кто были его родители?

3.     На волне каких событий в своей стране он пришел к власти?

4.    В чем, по­- вашему, заключается его успех : личные качества или обстоятельства ,в которых он оказался?

5.      Какое военное образование он получил?

6.    Как Наполеон чуть не стал офицером русской армии?

7.    Какую должность занимал  Наполеон на вершине своей карьеры: консул,король  или император?

8.    Как вы думаете,какую роль в судьбе Наполеона Бонапарта сыграла Жозефина? 

9.     Какие планы вынашивал Наполеон по отношению к европейским странам?

10.  В каком сражении русские войска впервые столкнулись с армией Наполеона? Чем закончилось это сражение

11.  Какая страна была главным врагом наполеоновской Франции?Против какой страны была направлена Континентальная блокада?

12.  С кем Наполеон подписал Тельзитский мир?  Почему в этом мирном договоре просматривалась вероятность будущего столкновения между Россией и Францией?



Урок 3.

 21 сентября  2024 г.

 Тема урока:Внешняя политика царя Александра I. 

.

 Домашнее задание :§2,

Внешняя политика Александра. Краткий текст к уроку.

В период правления Александра I у внешней политики России было два основных направления: западное и южное. На западе — борьба с агрессией Наполеона и сложные отношения с европейскими государствами: Англией, Австрией, Пруссией и другими, которые не только боролись с Францией, но и преследовали собственные интересы. На юге России было важно удержать позиции на Чёрном море, потому что Турция не могла смириться с потерей Крымского полуострова в 1783 г. Непростой задачей было также обеспечение прохождения русских судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Продолжалась борьба между Россией и Турцией за Кавказ.

Русско-шведская война 

В XIX в. Россия начала войну с целью отодвинуть шведов от столицы империи.Поводом стал отказ Швеции присоединиться к России в борьбе против Великобритании. В марте 1808 г. русская армия вступила в Гельсингфорс (Хельсинки), В марте 1809 русская армия дошла до шведского берега и заняла город Гриссельгам, менее чем в сотне километров от Стокгольма. Начались переговоры, которые закончились в сентябре 1809 г. заключением Фридрихсгамского мирного договора, по условиям которого Россия получала Финляндию и Аландские острова, а Швеция присоединялась к континентальной блокаде Англии.Часть русского общества была против развязывания этой войны, потому что считала её кровопролитием в угоду Наполеону. Значительная часть населения Швеции также была против этого военного конфликта. В результате в состав России вошли земли, образовавшие Великое княжество Финляндское. Они пробудут в составе нашей страны до 1917 г.

Антифранцузские коалиции.

Стремясь выйти из международной изоляции, упрочить своё положение и остановить французскую экспансию, к 1805 году Россия вступила в Третью антифранцузскую коалицию. где уже были Англия, Швеция и Австрия. Однако в том же году французы разгромили австрийцев и вскоре заняли Вену. А в  20ноября 1805 года в решающем сражении под Аустерлицем (ещё его называют «битвой трёх императоров») Эти события подробно описаны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».Наполеон разбил русско-австрийские силы. Уже в декабре 1805 г. Австрия подписала мир с Францией.Третья антифранцузская коалиция распалась.

В 1806 году была создана Четвёртая коалиция. Кроме России в неё вошли Пруссия, Англия и Швеция. Чтобы занять Пруссию и войти в Берлин, Франции понадобилось всего шесть недель– Берлин. А в июне 1807 года в битве под Фридландом потерпела поражение русская армия.

В итоге между странами был заключён Тильзитский мир – Россия признала завоевания Наполеона и присоединялась к континентальной блокаде Англии, между странами заключался военный союз. Тильзитский мир был невыгодным для России, особенно отрицательно сказалась на экономике нашей страны блокада Англии. Агрессивная политика Наполеона — образование Варшавского герцогства, захват Ольденбургского герцогства — давала понять, что новая война с Францией начнётся скоро. У России оставалось совсем немного времени для того, чтобы подготовиться к ней.

 Вопросы к домашнему заданию:

1.    Какие три направления во внешней  политики России можно выделить?

2.  Почему политику царя Александра I по отношению к Франции можно назвать  противоречивой?

3.    Чем закончилось сражение под Аустерлицем?

4. Что заставило Александра I  резко перейти от 4 антифранцузской коалиции к союзу с Наполеоном?

5. Что вы знаете о Тильзитском мире? С кем он был заключен?  Был  ли этом договор выгоден России?

6.       Почему Россия вынуждена была нарушать Тильзитский договор?

7.    Дать обьяснение  понятиям  :

Внешняя политика-это________________________________________

Коалиция это ______________________________________________________ 

Континентальная  

блокада это_____________________________________________

 

Урок 2.

 7 сентября  2024 г.

Тема урока: Начало правления Александра 1.

 Домашнее задание § 2.

 Вопросы к домашнему заданию:

1. Как Александр пришел к власти?

2. Кто был воспитателем молодого царя?

3. Какими личными качествами обладал царь Александр? Под влиянием каких  факторов сложился такой характер?

4. Почему А.С.Пушкин пишет о начале правления царя" дней Александровыхпрекрасное начало"?

5. Какого было назначение " Негласного комитета"? Какую роль он сыграл?

6. Каковы были первые реформы царя? Какие из них можно считать главными?

 Запомнить понятие:

Конституционное правление- это ограничение власти царя конституцией( основной закон страны)  




 Урок 1.

31 августа 2024 г.

Тема урока: Царствование и смерть ПавлаI.«Русский Гамлет»

Домашнеее задание:§26

Вопросы к домашнему заданию:

1 Кем приходился Павел 1 Екатерине 2? Какие у них были отношения и почему?

 2.Как можно охарктеризовать характер императора Павла?

3.Каковы основные цели политики ПавлаI?

4. Какая самая важная мера, предпринята в области политики?

5.За что Павел I вызвал недовольство всех слоев населения России?

6.Какую политику проводил ПавелI  по отношению к Англии?

7.Как закончилось правление ПавлаI?

8.Был ли приход к власти АлександраI законным?

9.Как вы думайте почему  в России постановка пьесы Шекспира“ Гамлет“ была запрещена вплоть до второй четверти 19 века?

 Материал к уроку: презентация,текст.

.

Павел I

 Текст к уроку

 Павел I родился в 1754 г. Он был сыном Екатерины II и Петра III.Елизавета Петровна отняла Павлушу у родителей сразу же после рождения. Она поместила его в собственные покои, отстранив мать и отца от воспитания.Лучшие образованные люди обучали цесаревича истории, географии, французскому и немецкому языкам, заставляли читать произведения французских философов.Павел был одаренным ребенком, быстро усваивал новые знания в детские, отроческие и юношеские годы. Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога.. Первый воспитатель – дипломат  Ф.Д. Бехтеев,который был одержим духом всяческих уставов,четких приказов,военной дисциплины и это сказалось на характере цесаревича.

Отношения с матерью.

Когда Павлу было 7 лет, его отец Петр III был свергнут с престола. Екатерина старалась внушить сыну, что его отец был пустым и никчемным человеком. Но Павел любил отца таким, каким он был. В 1771 г. Павел стал совершеннолетним и стал ждать, что мать передаст ему престол.

Потрясением для него было известие о насильственной смерти отца Петра III. Воцарение Екатерины еще более отдалило ее от сына. Павел жил и воспитывался вдали от матери. Возможно, она видела в нем истинного наследника, у которого насильно забрала престол.

Павел был женат дважды.Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим - спустя три года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской (Марии Федоровне). Посредником в сватовстве выступил король Пруссии Фридрих Великий, который увидел в этом браке и собственные выгоды. Он предложил устроить встречу будущих жениха и невесты в Берлине. В этом же году Павел Петрович в сопровождении небольшой свиты выехал в Берлин. Наследник русского престола был удостоен почестей с овациями. Торжества в его честь и восторг народа к своему королю оставили навсегда в душе Павла Петровича неизгладимый след, сделав его до конца дней восторженным почитателем Фридриха II.Брак был счастливым. В семье родилось много детей. .

Сыновей Александра и Константина бабушка, Екатерина II забрала к себе. Родителям отводилась второстепенная роль в воспитании сыновей.

 Павел в Гатчине.

В 1783 году после рождения в семье первой дочери, Екатерина II подарила сыну Гатчину. В 1781-1782 гг. Павел Петрович и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе, во время которого Павел критиковал политику матери, о чем ей стало вскоре известно. Хотчино (стала именоваться на немецкий манер Гатчиной), куда отныне переместился “малый” двор, и где Павел, унаследовавший от отца страсть ко всему военному на прусский манер, создал свою небольшую армию, проводя бесконечные маневры и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. В Гатчине были построены больница, школа, церкви, поставлены фарфоровая и стеклоделательная мануфактуры.Только в своем владении Павел был самим собой..

Оставаясь один, он размышлял о будущем России, разрабатывал программу развития страны, из которой что-то осуществит, став императором. Весь период царствования Екатерины Павел ждал момента, когда власть перейдет к нему. Ходили слухи о том, что Екатерина хотела передать власть не Павлу, а его сыну Александру. 5 ноября 1796 год умерла Екатерина II. В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала. Тайное завещание было уничтожено, а ничего не знавший двор присягнул императору Павлу.

В 1796 г. Екатерина II скончалась, правителем России стал Павел I.

 Внутренняя политика Павла 1.

Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.Для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; царский жезл, скипетр и корону несли граф А.Орлов, князь П.Б.Барятинский и П.Б.Пассек – участники убийства императора.

Павел изменил порядок наследования престола .Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии. Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Важным направлением внутренней политики стало ограничение дворянских прав и привилегий. В 1799 г. были ограничены дворянские привилегии, предоставленные Жалованной грамотой 1785 г.

 Павел провел военную реформу .Была установлена жесткая дисциплина и муштра. За нерадивость и грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии. Уже через три недели после своего воцарения Павел I стал одевать русских солдат в неудобные немецкие мундиры и парики с косами и буклями, которые полагалось, намочив пивом или квасом, обсыпать мукой.

 Дорцовый переворот 1801 г.

В чем причины дворцового переворота?

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины: а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);

б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.

Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней” 47 символов. Императора убили на 47 году. Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А.Пален. “Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: “Когда готовят омлет, разбивают яйца”. По одной версии, Павел был убит Н.Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: “Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок”. Пален явился во дворец только тогда, когда всё было кончено. Замысел Палена был таков - если бы убийство императора не удалось, он выступил бы в роли его спасителя, арестовав князя Александра. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: “Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?” Это были его последние слова.

 


Комментарии