10 Класс


IV четверть

Урок 21

20 апреля  2024

Тема урока: Послевоенное устройство мира.Начало холодной войны.

 

Домашнее задание:§31

 В          Вопросы для беседы на уроке:

1.     Какие две державы могли претендовать после войны на особую роль в мире и почему?

2.     Как повлияла на обстановку в мире  монополия  США на атомное оружие?

3.      Что такое «холодная война»?   Кто автор этого термина?

4.     В чем состояли причины «холодной войны»?  Кто, на ваш взгляд, был ее виновником?

5.    Как вы думайте, почему у наших союзников  уже в 1945 году был готов план  войны против СССР (« Операция немыслемое»), и мир мог оказаться на грани третьей мировой войны? 

6.     Чего боялись наши бывшие  союзники?

7.     Каковы  цели внешней политики имело сталинское руководств? Почему сотрудничество с США перестало входить  в число первоочередных задач внешней политики СССР?

8.     Какую роль в развязывание « холодной войны сыграл новый презедент Америки Гарри Трумэн?

9.     Каковы были основные идеи его речи ,произнесенной в колледже города Фултона в марте 1946 года?

10.   Как восприняло советское руководство эту речь?

Запомнить термин:

 Холодная война - словосочетание, используемое для обозначения межгосударственного конфликта, при котором стороны не прибегают к военным действиям,но проводят враждебно-агрессивную политику по отношению друг к другу.

  Послевоенный мир. Текст.

После того, как закончилась вторая мировая война СССР значительно повысил свой авторитет на международной арене, получил статус великой державы. Все вопросы решались с участием СССР. После войны значительную часть Европы, Северного Китая, Кореи, Ирана контролировал Советский Союз. Преимущество Красной Армии или её прямая помощь способствовали утверждению в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Восточной Германии), а также в Северной Корее просоветских правительств.В результате победы юридически или фактически были закреплены границы СССР, сложившиеся к 1941 году. СССР не только восстанавливал, но и расширял свои позиции на Дальнем Востоке, утраченные Россией в результате поражения в войне с Японией в 1904—1905 гг.Вместе с США, Великобританией, Францией и Китаем Советский Союз стал постоянным членом, который обладал правом вето, руководящего органа ООН — Совета Безопасности.Роль и позиции СССР на международной арене усиливали новые тенденции мирового развития. В Послевоенный период представители компартий вошли в состав правительств не только стран Восточной Европы, но и Италии и Франции. СССР оказывал надежную поддержку китайским коммунистам, которые в 1949 г. одержали победу в ожесточённой гражданской войне.В сентябре 1945 г. лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам. В 1947 г. Великобритания отказалась от власти над Индией. Это важнейшее событие было своеобразным символом начала распада колониальных империй. Ещё в ходе войны в полной мере проявились противоречия интересов СССР, с одной стороны, и его западных союзников — с другой. Советские лидеры стремились закрепить позиции, завоёванные в результате победоносной войны. Усиление коммунистических партий и рост национально-освободительного движения лидеры СССР рассматривали как историческую закономерность, связанную с неизбежной победой социализма во всём мире. Зарубежным коммунистам оказывалась всесторонняя поддержка.

Заинтересованность западных капиталистических стран состояло в том, чтобы утвердить свои ведущие позиции в мире и не допустить распространения влияния СССР и коммунистической идеологии. Однако ослабленные из-за войны Великобритания и Франция не имели сил для решения таких задач. Роль лидера западного мира перешла к США, которые в ходе войны превратились в самую значительную экономическую силу, обладавшую к тому же ядерным оружием. В 1947 г. президент США Г. Трумэн добился от конгресса согласия на оказание значительной помощи Греции (правительство которой не могло справиться с вооружённым движением коммунистов) и Турции. «Доктрина Трумэна», как назвали эту инициативу, означала, что в послевоенном мире США были готовы активно противодействовать советскому влиянию при помощи утверждения собственной гегемонии. Для развития этого курса был разработан «план Маршалла» — программа масштабной финансовой помощи США Европе, которая имела очевидный политический подтекст. 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании Черчилль, приехавший в США, в присутствии президента США Г. Трумэна произнёс свою известную речь. Он говорил о разделении Европы «железным занавесом» и призвал противодействовать коммунистической угрозе. Через несколько дней И. В. Сталин заявил, что Черчилль, по сути дела, призывал к новой войне. Эти взаимные угрозы не могли не встревожить мир, только недавно переживший катастрофу. Однако глобальное противостояние двух сверхдержав — СССР и США, а также социалистической и капиталистической систем в целом ограничилось так называемой «холодной войной». Обе стороны разрабатывали планы военного противоборства, но не были готовы их использовать. На международной арене они действовали достаточно взвешенно, не переступая ту грань, за которой могла начаться новая мировая война. Характерными чертами «холодной войны» были гонка вооружений, острое идеологическое 

III четверть

Урок 20

9 марта  2024

Тема урока: СССР и его союзники по антигитлеровской коалиции.

  

Д             Домашнее задание §39

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.   1.В чем причины возникновения антигитлеровской  коалиции? Каковы были первые шаги по ее  союзников?

2.    Что такое второй фронт ? Почему союзники СССР затягивали его открытие?

3.    Когда произошло открытие второго фронта и где его открыли?

4.   Как вы думайте,столь позднее открытие второго фронта могло ли принципиально изменить  исход войны?

5.    Мог ли СССР разбить гитлеровскую Германию,если бы второй фронт не был открыт?

6.    Когда и где состоялась первая встреча «большой тройки»И. Сталин,Ф.Рузвельд и У.Черчель?

7.    Какие решения были приняты на этой встречи?

8.    Какие вопросы обсуждались на второй встречи глав союзных держав на Крымской конференции в феврале 1945 года и какие  важные решения были приняты относительно Германии и Японии?

9.    В чем историческая важность создания антигитлеровской коалиции? Как ее создание воспринималось  в СССР и за рубежом?

Урок19

2 марта  2024

  Тест  по изученому материалу на темы : «Начало 2 Мировой войны и  начало  Великой Отечественной войны».

1) Как называлась политика,которую проводили западные страны (Англия и Франция) по отношению к Германии:

а)   политика  дружественного согласия б) политика умиротворения агрессора

в)  политика противостояния.

2.) Вторая мировая война началась с нападения Германии на

а) СССР б) Данию в) Великобританию г) Польшу.

3).23 августа 1939 года СССР и Германия:

а) заключили договор о восстановлении дипломатических отношений; б)подписали договор о дружбе и границе  в) заключили договор о ненападении под названием пакт Мо́лотова — Ри́ббентропа.

4).Вторая мировая война началась:

а) 1 сентября 1939 года;б) 22 июня 1941 года;в) 1 сентября 1941 года.

5). СССР был исключен из Лиги Наций, так как:а) СССР активно помогал народу Испании в борьбе с франкистами;б) СССР подписал мирное соглашение с Японией;в) СССР начал боевые действия  против Финляндии.

6). План нападения на СССР, разработанный немецким генштабом,назывался планом:а) Шлиффена;б)  «Барбаросса»;в)  «Ост»;

 7) Выберите верные утверждения: Цели войны гитлеровского рейха с СССР:

а) уничтожение Союза как государства  б)превращение захваченных территорий в колонии. Б) построение демократического государства на захваченных территориях

8)Какие цели преследовал план Барбаросса?  а)используя тактику блицкрига, нанести сокрушительное поражение Красной Армии б)  осуществить дезинформацию Советского Союза накануне войны.  в)убедить Сталина в доверительном отношении Гитлера.

 9) Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны был а)Г.К. Жуков  б)К.Е. Ворошилов в)И.В. Сталин

10 ) Название немецкой наступательной операции на Москву:

а) «Тайфун», б) «Смерч», в) «Ураган», г) «Шторм»,д)Зимняя гроза        

 11)7 ноября 1941 года в Москве состоялось мероприятие, которое имело колоссальное значение Какое это было мероприятие?

а)Торжественное собрание актива города в Большом театре,б)Парад войск на Красной площади ,в)Субботник по разбору завалов после бомбардировки.

 12)В ходе какого сражения гитлеровские войска впервые были вынуждены в перейти к обороне:А)  Московского Б) Минского, В) Псковского

13) Армия  Гитлера  наступала в трех направлениях: а)Север –Центр- Юг

б) Запад – Север –Юг в) в направлении советского Дальнего Востока.

  14)Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала Советского Союза А.М. Василевского и назовите сражение, о значении которого идёт речь.

… Советские войска вырвали стратегическую инициати­ву из рук противника… Под воздействием сокрушитель­ных ударов «план Барбаросса» рухнул, а его основа — теория молниеносной войны — потерпела полный крах. … Советские войска разгромили 50 дивизий врага, нанеся особенно серьёзное поражение… группе армий «Центр. Ответ:_________________________________________

 15)Запишите термин, о котором идёт речь.______________________

___________теория ведения агрессивной молниеносной войны Германии против СССР. Предусматривала быстрый разгром противника ещё до того, как он сумеет развернуть свои боевые части.

 16) Написать две даты.

Когда началась Вторая мировая война __________________

 Когда началась Великая Отечественная?________________

Урок18

24 февраля 2024

Тема урока:  Битва за Москву.  

Т 

 Домашнее задание: §35 стр.200-202, : §37 стр215.

 Вопросы к  домашнему заданию :

1.   Какая роль отводилась Москве в плане Барбаросса?

2.     В каком году началась битва за Москву?

3.   Сколько этапов было в битве за Москву? Какие?

4.    Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы?

5.     В каком направление продвигалась армия генерала Х.Гудериана?

6.    На сколько километров приблизились гитлеровцы к Москве?

7.   Какие меры проводило советское правительство по подготовке обороны Москвы?

8.    Какую роль сыграли жители Москвы в обороне родного города?

9.Почему парад советских войск 7 ноября 1941 считается важным моральным ,мобилизующим фактором?

10.  Каким образом советской армии удалось остановить врага к 5 декабря 1941 года и перейти в наступление?

11. Каковы итоги  и в чем значение советского контрнаступления под Москвой?

  Запомнить термины:

 Блокада - окружение войск противника с целью уничтожения, а также изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его сношений с внешним миром.

Операция «Тайфун» - операция по захвату Москвы гитлеровской армией.



  Урок17

17 февраля 2024

Тема урока:  Начало Великой Отечественной войны.

Домашнее задание: §26

        Текст к теме ( кратко).

 1сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Кроме Польши фашистыподчинили себе Австрию, Чехословакию, Францию, Норвегию и др.Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.Германия стремилась к мировому господству. Мешал ей в этом Советский Союз. Гитлер решил его уничтожить.22 июня 1941 г. Германия вероломно вторглась в пределы Советского союза, нарушив подписанный договор о ненападении. Началась Великая Отечественная война.Еще летом 1940г. Гитлер принял решение о нападении на СССР. Он даже разработал план этого нападения.Немецким командованием был разработан план "Барбаросса", предусматривавший ведение "молниеносной" войны против СССР на трех основных направлениях - на Ленинград (группа армий "Север"), Москву ("Центр") и Киев ("Юг"). В короткий срок при помощи главным образом танковых ударов, предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск - Волга - Астрахань. Для его осуществления Германия и ее союзники в Европе - Финляндия, Румыния и Венгрия - создали невиданную в истории армию вторжения: 182 дивизии (до 5 млн чел.),  около 4,4 тыс. боевых самолетов, 4,4 тыс. танков, и 250 кораблей. В группировке советских войск, противостоявших агрессорам, насчитывалось 186 дивизий (3 млн человек),  11 тыс. танков и более 9,1 тыс. самолетов.  Эти силы не были заблаговременно приведены  в боевую готовность. Директива Генерального штаба Красной Армии о возможном нападении Германии 22-23 июня  поступила в западные пограничные округа только в ночь на 22 июня, а уже на рассвете 22 июня началось вторжение. После продолжительной артиллерийской подготовки, в 4.00 утра германские войска, вероломно нарушив заключенный с СССР пакт о ненападении, атаковали советско-германскую границу на всем ее протяжении от Баренцева до Черного морей. Советские войска были застигнуты врасплохРано утром 22 июня 1941г. вся эта военная сила была обрушена на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась почти 4 года. 22 июня по радио с обращением к гражданам Советского Союза выступил нарком иностранных дел В.М. Молотов. 23 июня 1941 г. в Москве был создан высший орган стратегического руководства вооруженными силами - Ставка Верховного Главнокомандования. Вся власть в стране была сосредоточена в руках образованного 30 июня Государственного комитета Обороны (ГКО). Председателем ГКО и Верховным Главнокомандующим был назначен И.В. Сталин. В стране начала претворяться в жизнь программа чрезвычайных мер под девизом: «Все для фронта! Все для победы!». Красная Армия, однако, продолжала отступать. К середине июля 1941 г. немецкие войска продвинулись вглубь советской территории на 300-600 км, захватив Литву, Латвию, почти всю Белоруссию, значительную часть Эстонии, Украины и Молдавии, создали угрозу Ленинграду, Смоленску и Киеву. Над СССР нависла смертельная опасность.

Словарь.

Агрессор - страна, незаконно применяющая вооруженную силу в отношении других стран и народов.

«Барбаросса» (Директива №21) – кодовое именование разработанного в 1940 году плана нападения Германии на СССР. Главная задача — «разгромить Советскую Россию в ходе одной кратковременной кампании», используя опыт применения стратегии «блицкрига» в Европе. Экономический подраздел плана, связанный с эксплуатацией территории СССР, получил наименование План «Ольденбург» («Зелёная папка» Геринга).

Вопросы к  домашнему заданию:

1.Почему план нападения на СССР назван « план Барбаросса»?Каковы составляющие этого плана?

 2.Когда началась война? Каким было это начало? Как встретил советский народ?

3.Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

4. Каковы итоги первых дней войны?

5.   Была ли наша страна готова к войне?

6.Каковы силы сторон накануне войны?

7.В чем ,по вашему мнению,состояли причины просчетов И.В.Сталина в вопросахо времени нападения Германии на СССР?

8. Каковы направления главных ударов фашистов?

9. В чем причины главных неудач Красной армии первые месяцы войны?

10. Какие меры предпринимает советское правительство,чтобы переломить ход войны?

11. Какой орган был создан для управления фронтами?

12. Можно ли сделать вывод,что уже в первые успешные для гитлеровцев месяцы войны, идет нарушение плана молниеносной войны?

13. Какие обстоятельства не были учтены в плане « Барбароса»?

 Урок 16

10февраля 2024 г.

Тема урока: Мир накануне Второй мировой войны.

 

 Домашнее задание: §33

 Вопросы к  домашнему заданию:

1 . Как повлиял мировой экономический кризис 1923-1933  на осложнение обстановки в мире?

2.Какие три группы государств определяли обстановку в мире?

 3. Какова политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах?

4. Как вы понимаете термин «территориа́льно-полити́ческая экспа́нсия Тре́тьего ре́йха»?

5. Какие факты говорят о том,что Германия проводила эту политику?

6. Можно ли считать,что «политика  умиротворения» Англии и Франции была по существу политикой поощрения гитлеровской Германии ? Докажите.

7. Почему Мюнхенский сговор можно считать кульминацией(вершиной) попустительства со стороны крупных европейских держав?

8. Какие действия проводил Советский Союз по созданию системы коллективной безопасности ?

9. Почему переговоры в Москве  в 1939 году провалились?

10. Какова главная идея договора между Германией и СССР (пакт Молотова- Риббентропа)? Каковы причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными?

11. Как вы думайте, была ли возможность, предотвратить начало новой мировой войны?

Основные понятия: 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт;  6) политика коллективной  безопасности.

Урок 15

3 февраля 2024 г.

Тема урока "Страна победившего социализма"

 Домашнее задание: §32

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.        Когда была принята новая «Конституция победившего социализма?

2.       Какие статьи I главы Конституции свидетельствуют о построении социализма в  СССР?

3.       Была ли Конституция 1936 г. демократической Конституцией?

4.        Что является экономической основой СССР? Какие 2 формы собственности?

5.        Каким было отношение к труду в социалистическом государстве?

6.        Вспомните, суть и направления сталинской модернизации?  Какие отросли промышленности модернезировались в первую очередь?

7.        На какие слои населения легло бремя сталинской модернизации?

8.        Почему  Сталин видел необходимость создания крупных хозяйств в деревни? Как расшифровывается абревиатура « колхоз»?

9.       Как вы думайте, может ли рынок регулировать экономику при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы и полном контроле со стороны партий ного аппарата.?

10.   Какие задачи руководство страны ставило перед образованием?

11.   Какой  метод и стиль стал главным  в искусстве и литературе?

12.   Почему продолжалась борьба власти с церковью?

13.  Вопрос на «засыпку»: Какой вывод можно сделать о характере построенного большевиками общества? Советская политическая модель соответствовала представлениям о социализме,его идеологов К.Маркса и Ф.Энгелса .


 Урок 14

27 января 2024 г.

Тема урока: Сталинские репрессии конца 20-30х годов.

 Домашнее задание: §31,стр166

 .Вопросы к  домашнему заданию:

1.      Что такое политические репрессии?

2.   Каковы причины репрессий 20- 30х годов?

3.    Какой режим власти сложился в стране к 30 годам?

4.    Какие задачи  должна была решить репрессивная политика? 

5.   Жертвы советских политических репрессий — кто они?

6.   Оформлялись репрессии юридически,проходил суд или власти действовали в условиях полного беззакония?

7.    В чем выражался партийный контроль за обществом?

8.    Какие последствия имели массовые репрессии?

9.    Что такое « Архипелаг  ГУЛАГ»?

10.                 Что такое реабилитация? Как оценивают политические репрессии граждане России сегодня?

11.                 В 1991 году в России 30 октября было официально объявлено днем памяти жертв политических репрессий в СССР. Как вы оцениваете этот факт?

 Запомнить понятия:

Полити́ческие репре́ссии (от лат. repressio — подавление, угнетение) — различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства.

Сталини́зм  — термин, используемый для характеристики политической системы, сложившейся в СССР  в конце 1920-х — начале 1930-х годов[] и существовавшей до XX съезда КПСС в феврале 1956 года.

 Урок 14

 220 января 2024 г.
 Тема урока: Образование СССР.

 Домашнее задание:§ 18 или §26(старое издание)
 Вопросы к  домашнему заданию:

1.     Вспомните,какова была позиция большевиков по национальному вопросу?

2.     Как на практике реализовывались программные установки в области национальной политики после октября 1917? 

3.      Каковы предпосылки образования СССР? Какие обстояльства делали это возможным и необходимым?

4.      Какие существуют в мире формы государственного устройства?

5.     Определить основные положения проекта Сталина.  В чем суть сталинского плана автономизации?

6.     Определить основные положения проекта Ленина. В чем суть плана Ленина? Какие доводы приводит Ленин в пользу союза республик (т.е. федерации)?

7.     Сопоставьте два проекта. В чем различия? Какой проект наиболее соответствовал справедливому решению национального вопроса? Какой проект наиболее удачный и почему?

8.       Какой проект объединения победил Ленина или Сталина?

9.     В каком году был образован Союз

советских,социалистических республик  ( СССР)?

10.  Когда была принята первая Конституция СССР?

11. В чем вы видите значение образования СССР?

 Теоретический материал:

После Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовались формально независимые советские социалистические республики – РСФСР, Белоруссия, Украина, Дальневосточная республика, Азербайджан, Грузия, Армения, Хорезмская и Бухарская народные республики. В этих республиках были свои органы государственной власти, действовали свои конституции, но фактически власть принадлежала коммунистическим партиям, входившим в состав единой Российской коммунистической партии большевиков (РКП(б)). Объединение всех наций и народностей коммунисты считали основой построения единого социалистического общества.

К государственному объединению подталкивали экономические причины. Многовековая история Российской империи складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства и культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком - хлеб, уголь, металл Украины, продукты чёрной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.

Объединение имело также внешнеполитические причины: советские республики должны были выжить во враждебном окружении. Ещё в годы Гражданской войны между РСФСР, Грузией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией и Украиной были заключены договоры о взаимодействии в дипломатической и военно-хозяйственной областях. Под руководством РСФСР были объединены вооружённые силы, промышленность, транспорт, финансы, внешняя торговля, телеграф и почтовая связь. В 1920-1921 гг. между советскими республиками были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях.Всё это диктовало создание единого государства на территориях, где утвердилась советская власть.

В партии большевиков существовали разные точки зрения о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Центрального комитета РКП(б) под председательством Иосифа Виссарионовича Сталина разработала план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Однако Владимир Ильич Ленин план Сталина подверг резкой критике и предложил создать добровольный союз суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) проголосовал за ленинское предложение.

30 декабря 1922 года в Москве состоялся съезд полномочных представителей РСФСР, Закавказской СФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР, который утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР. Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший идею мирового братства рабочих и крестьян, Государственным флагом СССР стал алый стяг. Столицей государства была избрана Москва.

Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Высшим исполнительным органом власти стал Совет народных комиссаров (СНК), первым председателем которого был назначен Владимир Ильич Ленин. В 1924-1925 годах были приняты конституции союзных республик, повторявшие основные положения конституции общесоюзной.

В середине 1920-х годов национально-территориальное устройство СССР значительно изменилось. В 1924 году на территории Туркестанской Автономной ССР были образованы новые союзные республики: Узбекская и Туркменская ССР. В составе РСФСР образована Киргизская АССР. В сентябре 1924 года в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик вошли Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики. В октябре 1924 года в составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В 1924-1926 годах Витебская, Гомельская и часть Смоленской губерний из состава РСФСР были переданы Белорусской ССР. В 1929 году образовалась Таджикская ССР, ранее входившая в состав Узбекистана.

На начальном этапе развития Советского государства центральная власть учитывала национальную специфику - в мусульманских республиках духовенству возвратили земли, восстановили шариатские суды, признали мусульманские нормы поведения. На Севере и в Сибири сохранялось родовое самоуправление. Большое внимание уделялось культурному развитию малых народов - многие из них впервые получили письменность. В Москве и Петрограде были открыты институты народов Востока и Севера. Одним из направлений национальной политики данного периода являлась коренизация, которая заключалась в подготовке, выдвижении и использовании национальных кадров для работы в государственных органах и учреждениях культуры. Это объяснялось просто – советской власти необходимо было привлечь на свою сторону местную интеллигенцию. Началась ускоренная подготовка национальных кадров через систему льгот и «национальных наборов» в вузы. Впоследствии из них сложилась местная элита, занявшая основные управленческие должности

 Словарь:

План автономизации – план объединения, предусматривающий вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий.

План федерализации – добровольное объединение суверенных и равноправных республик в единую федерацию, с правом свободного выхода

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеральных единиц (земель, штатов)


II четверть.
Урок 13

  9декабря 2023 год

Тема урока:  Введение новой экономической политики.(НЭП)  и ее итоги. 

 Домашнее задание: §24-25

 Вопросы к  домашнему заданию:

1 Каким было положение России после Гражданской войны?

2.  Какие события вошли в историю под названием « малая гражданская война»? В чем была ее опасность для большевиков?

3. В чем сущность НЭПа? Почему среди большевиков было много  противников этой политики?

4. Что такое продналог? Чем он отличался от продразверстки?  

5. Какие перемены произошли в экономики Советской России при НЭПе?

6.   Какие отросли промышленности были отданы в руки частных лиц?

7. Какой образ нэпмана сложился в русской сатирической литературе?

8. Как вы понимаете слова Ленина«Эту политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, не навсегда».?

9. Как вы думайте,была ли эта политика(НЭП) эффективна в борьбе с разрухой?

10. Найти и выучить значение новых терминов:

Продналог

Аренда

 Урок 12

  2 декабря 2023 год

Тест по теме: Октябьская революция и Гражданская война.

   Фамилия ученика (цы)________________________________

1. В каком году произошла Октябрьская революция?

А) 1922; Б) 1914; В) 1917; Г) 1941.

2. .К чему привел глубокий кризис в стране и  острая необходимость введения перемен в устройстве государства?

А) к Октябрьской революции;Б) к Гражданской войне;В) к Февральской революции;Г) ко Второй мировой войне.

3. Что вынужден был сделать Николай 2 в феврале 1917 года?

А) уехать за границу;Б) начать войну;В); отречься от престола.

4. К кому перешла власть после Николая 2?

А) к Николаю 3;Б) В.И. Ленину;В) Временному правительству;Г) рабочим и крестьянам.

.5 На II Всероссийском съезде в ОК 1917 принято решение:

А)Взять курс на вооружённый захват власти Б)Созвать Демократическое совещание В)Распустить Учредительное собрание.

6.В чьи руки перешла власть после Октябрьской революции? А) к Временному правительству;Б)  К Керенскому;В) большевикам;

7. Первые органы Советской власти, сформированные на II съезде Советов - это:А)Совнарком,Б)Временное революционное правительство, В)ВЧК

8. 4. Кто после Октябрьской революции занял пост Председателя Совета народных комиссаров: А)В.И. ЛенинБ) Л.Д. Троцкий В) Ф.Э. Дзержинский

9. Декрет о земле отражал интересы:

А)Большинства крестьян Б)Главным образом бедноты

10.С каким государством был подписан Брестский мир:

 А)с Англией Б)с Францией В)с Австро-Венгрией С)с Германией

13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в ДК 1917:

А)Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

Б)Народный комиссариат внутренних дел (НКВД)

 В)Комитет государственной безопасности( КГБ)

14. По утверждению большевиков в 1917, советская власть  будет формой:А)Местного самоуправления Б)Диктатуры пролетариата В)Республиканского правления

15. Декрет о мире содержал призыв к отказу от возмещения побежденными государствами причинённого им материального ущерба то есть к отказу от: А)Аннексий Б)Контрибуций В)Репараций С)Концессий..

16.Кто одержал победу в Гражданской войне?

А) Красная Армия;Б) Белая Армия:В) Зеленые.

17. В декабре 1917 года был учрежден новый орган для защиты завоеваний революции и борьбы с контрреволюцией и саботажем – Всероссийская чрезвычайная комиссия. Коллегию ВЧК возглавил

А)Я.М. Свердлов Б)Ф.Э. Дзержинский В)Л.Д. Троцкий

 

Урок 11

  25 ноября 2023 год

Тема урока: Россия и Германия. Сходство и различие исторических судеб

 Вопросы  для беседы на уроке:

1.   Почему Германия была заинтересована  в том ,чтобы вывести Россию из войны?

2.   Какие шаги предпринимала кайзеровская Германия ,чтобы вывести Россию из войны?

3.    В чем заключался план Парвуса?

4.    Как вы думайте, можно ли утверждать,что  немецкая финансовая подпитка  большевиков ,обеспечила их победу,или имелись и другие причины?

5.    Как повлияла  Октябрьская социалистическая революция  в России на революционные события в Германии.?

6.     В ходе каких событий произошло свержение кайзера Вильгельма II ?

7.    Чем отличалась русская социал –демократическая партия (Б) от немецких партий.?

8.    Почему идея власти Советов в Германии не стала реальностью?

9.    Как называлось радикальное крыло немецкой независимой социал- демократической партии.?Что случилось с лидерами этого крыла?

10.                 Почему Ноябрьская революция в Германии 1918 года потерпела поражение?   

11.                  В чем сходство положения Германии и России после первой мировой войны?

12.                  Почему страны Антанты боялись сближения этих стран « изгоев»? Произошло ли это сближение?

 


Урок 10

  18 ноября 2023 год

Тема урока:  Гражданская война 1918- 1921 гг


 
Домашнее задание: § 16
 Вопросы к  домашнему заданию:
  1. Какая война называется  гражданской?
  2. Почему  уже весной 1919 года прямая интервенция Антанты провалилась?
  3.  Каковы основные причины гражданской войны в России в 1918 году?
  4.   В чем проявлялась особенность Гражданской войны?
  5. А что такое интервенция?
  6. Почему  уже весной 1919 года прямая интервенция Антанты провалилась?
  7.  Назовите две основные противоборствующие силы. Кто же являлся сторонником “красных” и кто “белых»?
  8. Каковы основные идеи противоборствующих сил?
  9. Что вы понимаете под словами « красный террор и « белый террор»?
  10.   Почему несмотря на большие успехи белой гвардии победу в войне одержала красная армия?
    Запомнить понятие:
     Интервенция- Интерве́нция (лат. interventio — вмешательство) — военное, политическое, вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет.

Краткий текст к уроку.

Гражданская война – это вооружённая борьба различных социальных , политических и национальных сил за власть внутри страны.

Когда проходило событие: октябрь 1917-1922

Причины:

·       Непримиримые противоречия между основными социальными слоями  общества

·       Особенности политики большевиков, которая была направлена на разжигание вражды в обществе

·       Стремление буржуазии и дворянства вернуть прежнее положение в обществе

Особенности гражданской войны в России

1.    Сопровождалась интервенцией иностранных держав( Интервенция— насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов, может быть военной (агрессия), экономической, дипломатической, идеологической). 

2.    Велась с крайней жестокостью ( «красный» и «белый» террор)

Участники

·       Красные – сторонник советской власти.

·       Белые – противники советской власти

·       Зелёные – против всех

4 центра белого движения

1.    1.Войска адмирала Колчака А.В.(Урал, Сибирь)

2.    2.Вооружённые силы юга России генерала Деникина А.И. (Донская область, Северный Кавказ)

3. 3.Вооружённые силы севера России генерала Миллера Е.К. (район Архангельска)

4.    4. Войска генерала Юденича Н.Н. в Прибалтики

Основные события:

Кратко. Октябрь 1917-весна 1918

Создание Добровольческой армии

Локальные выступления белогвардейцев.

Кратко.1918 год

1.Интервенция Германии, Англии, Японии.

2. Мятеж Чехословацкого корпуса. это пленные чехи и словаки, перешедшие на строну Антанты и двигающиеся на эшелонах к Владивостоку для переброски во Францию). Причина мятежа: большевики пытались разоружить корпус по условиям Брестского мира. Итог: падение советской власти на протяжении всей Трансибирской магистрали.

3.Создание правительств эсеров.

4.Колчак - «верховный правитель России».

 5.Зелёное движение (Махно, Антонов)

Кратко. 1919 год

Колчак - на Москву, Казань; разгромлен Тухачевским, Каменевым, Фрунзе

Юденич - два похода на Петроград. Разгромлен

Деникин – захватил территории на юге, двинулся на Москву. Разгромлен (Егоров, Будённый)

Кратко. 1920 год

Миллер - разгромлен на севере

Деникин - оттеснён в Крым и на Северный Кавказ. Передал командование Врангелю. Разгромлен Фрунзе в Крыму.

Война с Польшей (Тухачевский), Рижский договор. Потеря Западной Украины и Западной Белоруссии

. В европейской части России гражданская война завершена.

Лидеры белого движения:Колчак А.В.  Деникин А.И. Юденич Н.Н.Врангель П.Н.Миллер Е.К.

Лидеры красного движения: Каменев С.С Фрунзе М.В.Будённый С.М. Тухачевский М.Н.

Анархисты:Махно Н.И. Антонов А.С.

Причины победы красных:

·       1.На стороне красных были крестьяне, так как было обещано после войны реализовать Декрет о земле. По аграрной программе белых земля оставалась в руках помещиков.

·      2. Единый вождь- Ленин, единые планы боевых действий . У белых не было этого.

·    3.Привлекательная для народа национальная политика красных- право наций на самоопределение. У белых – лозунг «единой и неделимой России»

·    4.Белые опирались на помощь Антанты - интервентов, поэтому выглядели как антинациональная сила.

·     Последствия гражданской войны

·       Экономический кризис, разруха, падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного - в 2 раз.Демографические потери. Погибло от боевых действий, голода, эпидемий около 10 млн.челове.Установление диктатуры пролетариата, жёсткие методы управления, использованные в годы войны, стали рассматриваться как вполне приемлемыми и в мирное время.

Урок 9.

  11ноября 2023 год

Тема урока: События,приведшие к началу Гражданской войны.1918 год.  Красный террор.



Домашнее задание: § 15.
Вопросы к  домашнему заданию:
  1.  Какими способами большевики пытались укрепить свою власть и восстановить порядок в стране?
  2.  Каков был новый облик большевиков?
  3. Как сложилась « демократическая контрреволюция»? Каковы были ее цели?
  4. Как была установлена однопартийная диктатура большевиков?
  5.  Против кого был направлен " красный террор"?
  6. Почему большевики расправились с царской семьей и вели гонения против церкви?
  7. Как была установлена продовольственная диктатура.?
  8. Каковы основные причины гражданской войны в России в 1918 году? 
  9. Какие события послужили началом гражданской войны
  10. Как была установлена однопартийная диктатура большевиков?
  11. Запомнить термин:
    Террор – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения.
    Отрывки из фильма " Собачье сердце" по повести Михаила Афанасьевича Булгакова.
    1. Вторжение к профессору.


Урок 8

  4 ноября 2023 год

Тема урока:  Большевики выполняют обещания.Выход России из войны и заключение Брестского мира 3 марта 1918г.



Учебный матерал к уроку.
Брестский мир.

Ленин и его сторонники,придя к власти, хотели как можно скорее заключить мир.
Новая власть приняла Декрет о мире, главным тезисом которого стало немедленное перемирие без аннексий и контрибуций.

Первым практическим шагом Совнаркома, предпринятым в соответствии с Декретом о мире, было предписание Верховному главнокомандующему русской армией генералу Н.Н. Духонину, посланное ему в ночь на 8 ноября, “обратиться к военным властям неприятельских армий с предложением немедленного приостановления военных действий в целях открытия мирных переговоров”. В свою очередь Народный комиссариат по иностранным делам передал послам стран Антанты предложение заключить перемирие на всех фронтах и приступить к мирным переговорам. Однако и Духонин, и правительства стран Антанты проигнорировали эту мирную инициативу России. Тогда 9 ноября Совнарком отстранил Духонина от должности главковерха и назначил на этот пост члена Советского правительства прапорщика Н.В. Крыленко.Одним из первых действий Крыленко был призыв к солдатам независимо от офицерства вступить в переговоры на своих участках фронта с германскими и австро-венгерскими солдатами. Главная ставка делалась на “народную дипломатию”, с одной стороны, и на усталость народов от войны – с другой. Вторым шагом Крыленко было отправление в расположение германской армии парламентеров, чтобы предложить прекратить военные действия и начать переговоры о перемирии. Уже 14 ноября они телеграфировали в Петроград, что эти предложения встретили “категорическое согласие”германского командования; были определены сроки и место открытия переговоров о перемирии – 19 ноября, Брест-Литовск. Именно туда отправляется советская делегация в составе большевиков А.А. Иоффе, Л.Б. Каменева, Г.Я. Сокольникова, левых эсеров А.А. Биценко и С.Д. Мстиславского.
15 ноября в газетах было опубликовано обращение СНК к правительствам и народам стран Антанты с призывом присоединиться к переговорам Советской России со странами германской коалиции. Однако и оно осталось без ответа. Поэтому советское правительство было вынуждено вступить на путь односторонних, сепаратных переговоров с государствами Четверного союза.

Делегацию Четверного союза возглавлял командующий армиями Восточного фронта принц Леопольд Баварский, а фактически – его начальник штаба генерал Макс Гофман.
I этап переговоров – с 20 по 24 ноября 1917 г. – закончился заключением перемирия. Военные действия на всем русско-германском фронте прекращались на 28 дней, причем этот срок автоматически продлевался до тех пор, пока одна из сторон не заявляла за неделю до его истечения о своем желании прервать перемирие.
II этап – с 12 по 15 декабря 1917 г. – начало обсуждения условий собственно мирного договора. Немцы отвергли идею мира без аннексий и контрибуций. Германия и ее союзники остаются в оккупированных областях России, которая выводит свои войска с занятых ею территорий. 15 декабря советская делегация покинула Брест.
III этап переговоровС 27 декабря 1917 г. Новый состав советской делегации возглавил нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий. 5 января германская делегация без обиняков заявила, что от России должна отойти территория в 150 тыс. кв. км, населенная поляками, литовцами, эстонцами, украинцами и белорусами. Предполагалась демобилизация русской армии.
Троцкий привез эти условия в столицу. Начались обсуждения. Верхушка большевиков разделилась на три части. Все соглашались, что армии нет, воевать страна не может, нам предлагают грабительские условия; если их не принять, то немцы начнут наступление. Но выводы делались разные.
 Отношение к вопросу о мире.



Н.И. Бухарин

Л.Д. Троцкий

А.И. Ленин

“Революционная война и мировая революция”.

“Ни мира, ни войны”.

“Мир любой ценой!”


8 января на совещании членов ЦК был поставлен вопрос о мире. Голосовали: за Бухарина – 32 чел., Троцкого – 16, Ленина – 15 чел
Наконец, 11 января на заседании ЦК было достигнуто компромиссное решение.19 января Троцкий вернулся в Брест. Начинается IV этап переговоров. Перед отъездом Ленин говорил с Львом Давидовичем. Просил держаться до ультиматума, а потом мир подписать. Троцкий обещал…
Вечером 28 января, когда затягивать переговоры дальше уже было невозможно, он сделал официальное заявление: “Правительство Российской Федеративной Республики доводит до сведения правительств и народов воюющих с ними, союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия со своей стороны объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным. Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по в сему фронту”.
16 февраля немецкое командование заявило о прекращении перемирия с 12 часов дня 18 февраля 1918 г. На Восточный фронт перебрасывается несколько дивизий. Начинается наступление. Старая русская армия отступала, не выдержав натиска неприятеля, оставляя артиллерию, боеприпасы и другое военное имущество. Лишь отдельные соединения по призыву большевиков и вновь созданные части Красной Армии мужественно сражались с превосходящими силами противника. В этих условиях для России ничего не оставалось, как подписать мир на немецких условиях. Решение было принято 19 февраля.Немцы, продолжая наступать, ответили только 22 февраля. 23 февраля в 10 часов 30 минут советское правительство получило ультиматум от правительства Германии. Условия, предложенные в нем, были еще тяжелее, чем раньше. Для принятия этих условий давалось 48 часов, а для подписания договора – трое суток. 23 февраля ЦК большевиков собрался вновь Ленин с большим трудом убедил присутствующих подписать мир,грозя отставкой. 28 февраля в Брест прибыла новая советская делегация. В нее вошли Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин, Л.М. Карахан, Г.И. Петровский. Начался последний V этап переговоров.
3 марта 1918 года делегация подписала предложенный договор

Согласно документу, Россия шла на ряд серьёзных территориальных уступок. Мы отдавали в руки врага 1 миллион квадратных километров территории. Балтийский флот должен был покинуть базы в Финляндии и Прибалтике. Также Советская Россия должна была выплатить репарации в объёме 6 млрд марок. Кроме того, Германия потребовала возместить 500 млн золотых рублей убытков, которые она якобы понесла в результате русской революции.
Мирный договор был ратифицирован на VII экстренном съезде РКП(б).

 Большевики пошли на эти условия, желая сохранить свою власть. Естественно, брестские договоренности вызвали бурю возмущения среди русских офицеров и многих других граждан России, которые видели в этом предательство интересов своего государства. Конечно, русское офицерство видело в этом перемирии позор для своей страны. Генерал Владимиро Скалоном, который был назначен военным консультантом на мирных переговорах в Брест-Литовске и во время одного из совещаний застрелился.Из -за поруганной офицерской чести.Ведь что произошло? Русская армия более чем достойно воевала в Первой мировой войне, мы не понесли военного поражения. Лишь революция и смена власти привели к тому, что страна была ослаблена, ввергнута в революционный хаос и был заключен Брестский мир. Если бы не было революции, то, скорее всего, Россия вышла бы из войны в числе победителей. Естественно, русские офицеры воспринимали Брестский договор как удар по национальным интересам России, за которую они воевали, за которую проливали кровь. Брестский мир обострил разногласия в партии большевиков. Левые эсеры вышли из СНК. Экономическое и политическое положение России значительно ухудшилось. Полученная восьмимесячная передышка была использована большевиками для удержания своей власти всеми возможными способами, вплоть до усиления террора.
И в заключение о последствиях Брестского мира.
•В Германии и Австро-Венгрии произошли революции
•Советское правительство переехало в Москву.
•В России началась гражданская война.
.
Споры о Брестском мире продолжаются до сих пор и будут продолжаться далее. С одной стороны, Брестский договор в любом случае потом был отменен, и Германия вывела свои войска из России. С другой стороны, как мы можем расценивать эти мирные договоренности, когда огромное количество людей в нашей стране восприняли этот договор как предательство. Сегодня мы должны выносить уроки из Брестского договора и задаться вопросом: возможно ли ущемление национальных интересов ради достижения политических целей.
Запомнить термины:
Сепара́тный мир (лат. separatus — «отдельный», «особый») — мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и согласия союзников. Сепаратный мир обычно заключается до всеобщего прекращения войны.
Бре́стский мир — сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года.
Ратификация- Утверждение верховной властью международного договора, заключённого её уполномоченными.( Gültigkeitserklärung, Ratifizierung)

Урок 7

22 октября 2023 г.

  Игра- повторение "Давайте подумаем" 


Урок 6

14 октября 2023 г.

Тема урока:Октябрьская  революция в России.

.

 Домашнее задание: §13 стр88-90

 Текст к уроку.( кратко)

Октябрьская революция 1917 года в России - вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти.Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в первой мировой войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий. Наиболее энергично действовали большевики, провозгласившие курс на социалистическую революцию в России, которую они считали началом мировой революции. Они выдвинули популярные лозунги: "Мир — народам", "Земля — крестьянам", "Фабрики — рабочим".правительство Германии, заинтересованное в выходе России из войны, целенаправленно организовало переезд из Швейцарии в Россию представителей радикальной фракции РСДРП во главе с Лениным в так называемом "пломбированном вагоне" и финансировало деятельность большевиков. Для руководства вооруженным восстанием было создано Политбюро, в которое входили Владимир Ленин, Лев Троцкий, Иосиф Сталин, Андрей Бубнов, Григорий Зиновьев, Лев Каменев (двое последних отрицали необходимость восстания). Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно революционный комитет.

Хроника событий Октябрьского переворота

24 октября (6 ноября) 1917 года началось вооруженное восстание.

Днем 24 октября (6 ноября) юнкера попытались развести мосты через Неву, чтобы отрезать рабочие районы от центра. Военно-революционный комитет (ВРК) направил к мостам отряды Красной гвардии и солдат, которые взяли почти все мосты под охрану. К вечеру солдаты Кексгольмского полка заняли Центральный телеграф, отряд матросов овладел Петроградским телеграфным агентством, солдаты Измайловского полка — Балтийским вокзалом. Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и непосредственно возглавил руководство вооруженной борьбой.

 25 октября (7 ноября) революционные отряды начали двигаться к Зимнему дворцу.

25 октября (7 ноября) в 21:45 по сигналу из Петропавловской крепости прогремел орудийный выстрел с крейсера "Аврора", начался штурм Зимнего дворца.В 2 ч. ночи 26 октября (8 ноября) вооруженными рабочими, солдатами петроградского гарнизона и матросами Балтийского флота был занят Зимний дворец и арестовано Временное правительство. Вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд заслушал и принял написанное Лениным обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам", в котором объявлялось о переходе власти к II Съезду Советов, а на местах — к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917 года были приняты Декрет о мире и Декрето земле. Съезд сформировал первое советское правительство — Совет народных комиссаров,председатель Ленин.

  Вопросы к  домашнему заданию:

1.   Какие последствия имел разгром «корниловщины»?

2.    Как вы понимаете  выражение «большевизация советов»? К чему она привела?

3.    Какие меры принимает Временное правительство,чтобы противостоять большевикам?

4.    Почему эти попытки не имели результата?

5.    Было ли созванное  Керенским Всероссийское демократическое совещание действительно таковым ?

6.    Какое решение в этот момент принимает ЦК РСДРП (большевиков ) по инициативе В.И.Ленина?    

7.    Как шла подготовка переворота? Какой орган занимался Подготовкой вооруженного восстания?

8.   Когда власть в Петрограде перешла полностью в руки ПВРК?

9.    Какая главная мысль содержалась  в написанным Лениным      документе « К гражданам России»?

10. Каким было главное решение IIВсероссйского Съезда Советов рабочих и солдатских депутатов?

11. Как называлось первое большевитское правительство?

12.  Какое событие было последним актом революции  и что случилось с Временным правительством?

Урок 5 

7 октября 2023 г.

Тема урока: От Февраля к Октябрю. Кризисы Временного правительства.

 


                   Повторение к уроку.

РСДРП (Рос­сий­ская со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская ра­бо­чая пар­тия) – эта по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция была со­зда­на в 1903 году. На вто­ром съез­де в Лон­доне была при­ня­та про­грам­ма РСДРП, со­сто­я­щая из двух ча­стей: про­грам­ма-ми­ни­мум и про­грам­ма-мак­си­мум.
Про­грам­ма-ми­ни­мум пред­по­ла­га­ла про­ве­де­ние бур­жу­аз­но-де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции, свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия.

Про­грам­ма-мак­си­мум пред­по­ла­га­ла про­ве­де­ние про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции, уста­нов­ле­ние дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та и на­ча­ло стро­и­тель­ства со­ци­а­ли­сти­че­ско­го об­ще­ства.
Ли­де­ра­ми РСДРП были Улья­нов-Ле­нин и Мар­тов.

 Сто­рон­ни­ков Ле­ни­на на Лон­дон­ском съез­де в 1903году ока­за­лось боль­ше, по­это­му пар­тия стала на­зы­вать­ся пар­ти­ей боль­ше­ви­ков. А сто­рон­ни­ков Мар­то­ва – мень­ше, по­это­му, со­от­вет­ствен­но, эта фрак­ция на­зы­ва­лась фрак­ци­ей мень­ше­ви­ков, и она так же впо­след­ствии стала са­мо­сто­я­тель­ной по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей. В дей­стви­тель­но­сти же в по­ли­ти­че­ском спек­тре Рос­сии си­ту­а­ция была со­вер­шен­но иной, мень­ше­ви­ков было как раз боль­ше по чис­лен­но­сти, неже­ли боль­ше­ви­ков.

 Запомнить термин:

Большевики –партия в России, образованная в результате раскола социал-демократической партии на большевиков и меньшевиков.

 В годы 1 Мировой войны выступали а поражение царского правительства. Были обьявлены вне закона и находились либо в ссылках,либо за границей. Лидер партии В.И.Ленин находился в Швейцарии.

Учебный материал
Словарь:
Республика (лат. respublica — общественное дело) — форма государственного правления, при которой высшая власть принадлежит представительным органам, избираемым населением на определенный срок.

Коалиционное правительство – правительство, сформированное из представителей различных партий.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Временное правительство  придя к власти,по согласованию с Петросоветом провозгласило:
•амнистию( освобождение) политзаключенных;
•свободу слова, печати и союзов;
•отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;
•замену полиции народной милицией
•подготовку к созыву Учредительного собрания
Еще раньше, 1 марта, Петроградский совет издал знаменитый приказ № 1 согласно которому
•роль офицеров в армии сводилась к минимуму;
•запрещалась выдача оружия офицерским чинам;
  •во всех воинских частях создавались комитеты из выборных  представителей от нижних чинов
Другими словами, в армии, отменялось подчинение солдат офицерам. Это в очень скором времени привело к разложению русской армии.
Апрельский политический кризис
3 апреля в Россию вернулся В.И. Ленин (рис. 3) и вскоре выступил на собрании большевиков со знаменитыми «апрельскими тезисами», в которых провозгласил курс на социалистическую революцию. В апреле Ленин считал, что смену курса можно произвести мирным путем. Ленин приехал в Россию в «пломбированном  вагоне», через Германию ,через территорию враждебной страны, ведущей войну против государства, чьим гражданином он являлся.Это еще одно доказательство в заинтересованности Германии в победе большевиков и выходе России из войны.
Ленин отстаивал прекращение какого-либо сотрудничества или поддержки Временного правительства и настаивал на переходе всей власти к Советам.
.Первый кризис новой власти возник на почве отношения к войне. Результатом стали митинги и протесты в народе и, как следствие, перестановки в самой власти.. Причиной послужила нота министра иностранных дел Милюкова к воюющим союзникам, о готовности вести войну до конца. Ответной реакцией стали массовые антивоенные демонстрации в разных городах,. Народ устал от войны и не хотел воевать.
Милюков и военный министр Гучков вынуждены были уйти в отставку,. В мае 1917 года образуется коалиционное правительство Коалиционным оно называлось потому, что в него, помимо либералов, вошли шесть министров социалистических взглядов.Углубляющийся кризис власти, ухудшающаяся ситуация в стране усиливали радикальные настроения в обществе, увеличивая число сторонников большевиков. (Большевики РСДРП(б)насчитывали всего 24.тыс.человек и до апреля поддерживали  Временное Правительство)
  Июльский политический кризис
Чтобы отвлечь народ от внутренних проблем правительство начало наступление на фронте, завершившееся неудачей. Летом 1917 г. в стране сложилась напряжённая обстановка. Недовольство населения продолжающейся войной, провалом наступления на фронте и действиями правительства, подогретое большевистской агитацией, привело к крупным вооруженным демонстрациям рабочих и солдат 3–4 июля 1917
После восстания большевистская партия подверглась преследованиям со стороны правительства. Газета «Правда» (печатный орган большевиков) была закрыта, был отдан приказ об аресте Ленина, вследствие чего ему пришлось уехать из Петрограда и скрыться. Произошли аресты среди лидеров большевиков.Ленин скрылся в Финлянд
9 июля  Совет рабочих и солдатских депутатов признал неограниченную власть Временного правительства. Таким образом, Временное правительство взяло верх над Советами, что означало конец двоевластия.
После отставки премьер-министра Временного правительства князя Львова его место занял А.Ф. Керенский
 Домашнее задание: §12  стр 73-76. Повторить §5 cтр.27. Изучить  приложения 1 -2  к уроку.
 Вопросы к  домашнему заданию:
  1. Вспомните ,кто такие большевики? Из какой партии выделилась эта группа  и когда произошло отделение? Почему они получили это название?
  2.  Кто возглавлял большевиков ?
  3.   Почему в ходе Февральской революции они  не проявили себя как активная революционная сила?
  4.  Когда произошло окончательное о разделение партии РСДРП на партию меньшевиков и большевиков?
  5. Какую роль сыграла Германия в возвращении лидера большевиков  Ленина в Россию?
  6.   С какими призывами  выступили большевики в апреле 1917 года? Как меняется их курс?
  7.  Чем был вызван первый кризис Временного правительста?  В чем суть ноты Милюкова-министра иностранных дел Временного правительства? Чем закончился этот кризис?
  8.    Второй июльский кризис Временного правительства историки считают попыткой государственного переворота.Почему? Чем он закончился?  
  9.  Кто такой А.Ф. Керенский?  Почему  при нем правительство стали называть « правительством спасения революции»?
  10. Какие цели преследовал генерал Корнилов? Каким способом он хотел добиться своих целей? Какие последствия имел разгром «корниловщины»



Урок 4 

30 сентября 2023.

Тема урока: Февральская революция в России.

.

Вопросы к  домашнему заданию:

1.      Какие события стали поводом для массовых беспорядков в феврале 1917 года в Петроград?

2.       Каковы причины Февральской  революции?

3.       Как можно обьяснить слова В. И.Ленина  о революционной ситуации в стране, когда «верхи» (правительство) не могут управлять по-старому, а «низы» (общество, население) — не хотят по-старому жить.2

4.      Какую роль сыграла  первая мировая война  в созревании революционной власти?

5.       Каким было отношение  населения к самодержавию в начале войны и каким оно стало в феврале1917 года?

6.       Когда и при каких обстоятельствах произошло отречения НиколаяII от престола?

7.       Что происходило в Государственной Думе в этот момент?

8.       К кому перешла власть после свержения самодержавия?

9.       Почему мы говорим о наличии двоевластия в стране? Какие два органа власти  делили полномочия?

10.  Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 года?



Урок 3 

23 сентября 2023 г.

Тема урока:  Россия в Первой мировой войне.(Целевой обзор)

 

 Тест на тему:   Россия  в первой мировой войне. ( на дом)

 Фамилия-----------------------

1. Причиной первой мировой войны стало:

а) убийство наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда в Сараево

б) противоречия между крупнейшими державами мира за передел уже поделенного мира

в) стремление Англии увеличить свои колониальные владения

2.Причины участия России в Первой мировой войне. Подчеркнуть  верные ответы

  А) стремление защитить Сербию Б)Получение контроля над Черноморскими проливами В)Завоевание Восточной Пруссии.Г) Защита своей независимости.

3. Сколько государств участвовало в Первой Мировой войне?

А) 19; В) 45; Б) 16; Г) 38.

4. 1 августа 1914 года

а) был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд

б) австро-венгерские войска вторглись на территорию Сербии

г) объявление Германией войны России

5. К какому году относится так называемый Брусиловский прорыв?

А) к 1914 г.; В) к 1916 г.;

6. Какие государства входили в состав Антанты? Подчеркнуть.

А) Австро-Венгрия; В) Англия;Б) Турция; Г) Франция. Д) Россия

7. В ходе Первой мировой войны в 1915 г. русские войска:

А) потерпели поражение в Восточной Пруссии; Б) вышли к Константинополю;

В) вступили в Берлин.

8. Через территорию какого нейтрального государства вела наступление Германия на Францию в августе 1914 г.?

А) Швейцария; В) Бельгия;Б) Польша; Г) Австро-Венгрия.

9. Кто был Верховным главнокомандующим русской армией в начале войны?

А) великий князь Николай Николаевич; В) П.К. Ренненкампф;Б) А.А. Брусилов;

10. План Шлиффена – это: А) план захвата России;

Б) план молниеносного удара по Франции;

В) план ведения Первой Мировой войны;Г) план модернизации Германии.

11. Какая битва получила название « ________ «мясорубка»?

А) Верденская; В) Сербская; Б) Галлицинская; Г) Прусская.

Когда оно происходило « великое отступление»  русской армии?

А) 1915 году Б)  1917 году В) 1916 году

12. Война оказывает значительное влияние на развитие военной инженерии. Все время используются новые типы оружия. Что из перечисленного так и не было использовано во время Первой мировой войны?

А)Танки Б) Планерные бомбы  В)Боевые отравляющие газы Г)Подводные лодки

 13. По ходу войны империи рушатся одна за другой. Но одной все же удалось выстоять, несмотря на все потрясения. Какой?

А) Российской империи Б)Османской империи  В)Германской империи

Г)Британской империи

14.Потери вооружённых сил всех стран-участниц в первой мировой войне составили:

а) 5 млн.чел. б) 20 млн. чел.в) 10 млн.чел.г) 7 млн. чел.

15. Как называется комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики и государственных институтов страны?

А) мобилизация; Б) манифестация; В) модернизация; Г) монополизация.

 Вопросы  для беседы на уроке:

1.     Какие цели преследовала Россия в Первой мировой  войне? Зачеркни неверное утверждение.

-Обеспечить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы

- Освободить от турецкого ига  славянские народы на Балканнах

 -Захватить Германию.

   2. Почему союзники (Англия и Франция) оказали давление на Россию,    требуя активных действий на восточном фронте? Можно ли утверждать,что  действия русской армии в Пруссии спасли Париж от окупации уже  1914 году?

З. Как  восприняло русское общество факт начала войны? Как отреагировали на начало войны все политические силы России?

4.  Четыре позиции существовали в русском обществе по отношению к войне : шовинистическая,оборонческая,пацифистская,пораженческая.  Какая партия выступила с пораженчиской позицией?  Обьясните эту позицию.

5 . Почему патриотический подЪем к 1915 году сменился недовольством?

6.   К 1915 году Россия оказалась втянутой в войну на 3 фронта: германский, австрийский и турецкий. Как вели себя союзники в этой ситуации?

7. Почему в 1916 году Россия вновь начинает масштабное наступление на австрийском фронте ( брусиловский прорыв)? Чем он закончился?

8. Чем закончилось сражение под Верденом( верденская мясорубка) для всех участников?

9. Как вы думайте ,повлияла ли война на обострение революционной ситуации в России?

 

Урок 2 

16 сентября 2023 г.

Тема урока: Первая мировая война. Ход войны и ее основные события.

Вопросы к  домашнему заданию:

1.   На какую страну был направлен ос­нов­ной  удар  немцев и их на­сту­па­тель­ные дей­стви­я  в начале войны?

2.   Почему события на Западном фронте зашли в тупик?

3.   Какую роль сыграла Бельгия на начальном этапе войны?

4.   Почему союзники (Англия и Франция) оказали давление на Россию, требуя активных действий на восточном фронте

5.   Можно ли утверждать,что  действия русской армии в Пруссии спасли Париж от окупации уже  1914 году?

6.   Почему В 1915 годуВ 1915 году «Ма­ят­ник войны» кач­нул­ся в сто­ро­ну Во­сточ­но­го фрон­та ? Почему немцы посчитали нужным вывести из войны Россию?

7.   С какими трудностями столкнулась Россия  на этом этапе войны и с какими трудностями сталкнулся ее противник?

8.   Чем закончилась битва под Вер­де­ном? Удалось ли  воюющим сторонам   добиться изменения ситуации?

9.   Почему « Брусиловский прорыв» изменил ход войны в пользу Антанты?

10.Под влияние каких событий Россия вышла из войны?

     11.Какие новые формы вооружения использовались в ходе войны?

    12. Подумайте,почему новые виды во­ору­же­ний ко­рен­ным об­разом ме­ня­ли ха­рак­тер во­ен­ных дей­ствий?

 Текст  к уроку.

Ход первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных военных кампаний.

Начало военной кампании 1914 г. датируется 28 июля. 1 августа вступившая в войну Германия объявляет войну России, а 3 августа и Франции. Немецкие войска вторгаются в Люксембург и, позже, Бельгию. В 1914 г. важнейшие события Первой мировой войны развернулись на территории Франции и сегодня известны под названием «Бег к морю». Стремясь окружить войска противника, обе армии двигались к побережью, где в итоге и замкнулась линия фронта. Франция сохранила контроль над портовыми городами. Постепенно линия фронта стабилизировалась. Расчет немецкого командования на быстрый захват Франции не оправдался. Поскольку силы обеих сторон были истощены, война приняла позиционный характер. Таковы события на Западном фронте.

Военные действия на Восточном фронте начались 17 августа. Русская армия начала наступление на восточную часть Пруссии и первоначально оно оказалось вполне успешным. Победа в Галицийской битве (18 августа) была принята большей частью общества с радостью. После этого сражения войска Австрии уже не вступали в серьезные бои с Россией в 1914 г.

Не слишком удачно развивались события и на Балканах. Захваченный ранее Австрией Белград был отбит сербами. Активных боев в Сербии в этом году не было. По итогам на конец 1914 г. ни одна из стран участниц конфликта не смогла добиться поставленных целей.

Вторая кампания в хронологи Первой мировой войны датируется 1915 годом. На Западном фронте происходили жесточайшие боевые столкновения. И Франция и Германия предпринимали отчаянные попытки переломить ситуацию в свою пользу. Однако, огромные потери, понесенные обеими сторонами, так и не привели к серьезным результатам. Фактически линия фронта к концу 1915 г. не изменилась. Ни весеннее наступление французов в Артуа, ни операции, провозимые в Шампани и Артуа осенью, ситуации не изменили.

Ситуация на русском фронте переменилась к худшему. Зимнее наступление плохо подготовленной русской армии скоро превратилось в Августовское контрнаступление немцев. А в результате Горлицкого прорыва германских войск Россия утратила Галицию и, позже, Польшу. Историки отмечают, что во многом Великое отступление русской армии было спровоцировано кризисом снабжения.

1915 г. ознаменовался вступлением в войну Италии (23 мая). Несмотря на то, что страна являлась участницей Четверного союза, она объявила о начале войны против Австро-Венгрии. Но 14 октября союзу Антанта объявила войну Болгария, что привело к осложнению ситуации в Сербии и скорому ее падению.

 Во время военной кампании 1916 года произошло одно из наиболее известных сражений Первой мировой войны – Верденское. Стремясь подавить сопротивление Франции, немецкое командование сосредоточило в районе Верденского выступа огромные силы, надеясь преодолеть англо-французскую оборону. В ходе этой операции, с 21 февраля по 18 декабря погибло до 750 тыс. воинов Англии и Франции и до 450 тыс. солдат Германии. Верденское сражение известно и тем, что впервые был применен новый тип оружия – огнемет. Однако, наибольший эффект этого оружия был психологическим.

Для оказания помощи союзникам, на Западном русском фронте была предпринята наступательная операция, названная Брусиловским прорывом. Это вынудило Германию перебросить серьезные силы на русский фронт и несколько облегчило положение союзников.Необходимо отметить, что военные действия развивались не только на суше. Между блоками сильнейших мировых держав шло жестокое противостояние и на воде. Именно весной 1916 г. произошло одно из основных сражений Первой мировой войны на море– Ютландское. В целом, в конце года доминирующим стал блок Антанта

В ходе военной кампании 1917 г. перевес сил в сторону Антанты еще более увеличился и к очевидным победителям присоединились США. Но ослабление экономик всех стран – участниц конфликта, а так же, рост революционной напряженности привел к уменьшению военной активности.

Ситуация в России максимально обострилась. Фактически после октябрьских событий страна вышла из войны.

1918 г. принес Антанте важнейшие победы, что привело к окончанию Первой мировой войны.



 Урок 1 

9 сентября 2023 г.

Тема урока:Причины Первой мировой войны и ее начало.

Вопросы к  домашнему заданию:

1.   Какие крупные колониальные государства  определяли политическую обстановку в мире в начале 20 века?

2.    Была ли Россия колониальным государством?Чем отличалась Россия от других колониальных стран?

3.    Какие страны опоздали  на раздел«колониального пирога» и начали активную борьбу за раздел  поделенного мира?

4.    Какие две политические группировки образовались в мире в начале 20 века?

5.   Какие государства вошли в состав Антанты( от франц-Entente- согласие)?

6.    Какие государства вошли в состав Тройственного союза?

7.    В чем причины Первой мировой войны?

8.    Какие интересы вынашивала Россия,ввязавшись в  войну?

9.    Что послужило поводом к войне?

10.Каковы интересы и цели Германии в этой войне? Чего опасалась Германия,начиная войну?

11.В чем заключался план немецкого генерального штаба(план Шлиффена)?

     12.Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне определите характер войны?

 Отрывок из фильма " Первая Мировая война" серия 1. Причины войны.


Отрывок из фильма " Первая Мировая война" серия 1.  Убийство Франца Фердинанда.





Комментарии