9 Класс

 


IIчетверть

Урок 10

15 ноября  2025 года

Тема урока: Русская революция1905 года. Часть 1.

 

                           Учебное видео."Причины первой русской революции".


 Учебный фильм. Начало первой русской революции 1905 г.


 Домашнее задание: § 26 стр 300-303

 Вопросы к  домашнему заданию :

1.   Как вы объясните понятие «революция»? Чем революция отличается от восстания,забастовки?

2.    Каковы причины первой русской революции?

3.   Почему русско-японская война явилась катализатором  (ускорителем) революционного взрыва в России?

4.    Какие слои населения были недовольны курсом правления НиколаяII и стали движущей силой грядущей революции

5.     Почему историки определяют характер первой революции в России как буржуазно- демократической? как первая русская революция

6.   Какое событие стало практически началом первой русской революции?

7.    Можно ли считать политическим просчетом правительства расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года?

8.    Какие события последовали за этим?

Запомнить термины:

Революция — это кардинальное, резкое, быстрое и чаще всего насильственное изменение в обществе, которое затрагивает все сферы и сопровождается не только сменой власти,но и всего общественного строя.

Буржуазно-демократическая революция — это революция, направленная  на уничтожение феодализма и установление власти буржуазии, который характеризуется активным участием широких народных масс (рабочих, крестьян).

Урок 9

8 ноября  2025 года

Проверочная работа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг» 

Фамилия ученика (цы)_______________________________

а) противоречие интересов военно-политических блоков Антанта и Тройственный союз

б) столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии

в) рост  населения Японии и нехватка ресурсов

  Ответ: _________________

 2.Поводом к войне с Японией стало

1.нападения на Николая 2 во время его поездки в  Японию.

2.получение Россией в аренду Ляодунского полуострова

3. строительство дороги ( КВЖД )в Манжурии. Ответ: _________________

2. Русско-японская война по характеру была

а) захватнической со стороны Японии

б) захватнической со стороны России

в) носила захватнический, несправедливый, империалистический характер с обеих сторон

  Ответ: _________________

3.Первая для России война в XX веке началась с:

     а). нападения японской эскадры на Порт-Артур

     6) нападения русских военных кораблей на японские корабли

     в )битвы под Ляояном   Ответ: _________________

4.В период русско-японской войны щедрую военную и экономическую помощь Японии оказывали:

1. Германия и США                  3. Англия и Франция

2. США и Англия                      4. Австро-Венгрия и Турция

  Ответ: _________________

5.Какой важный порт был сдан русскими в ходе войны 1904 -1905 г

а) Порт-Артур б)Чимульпо в) Дальний.  Ответ: _________________

5. В мае 1905 года в Цусимском проливе японские военные корабли  разгромили эскадру под командованием адмирала:

1. З.П.Рождественского     3. С.О.Макарова 2. Г.К.Старка   4. Е.И.Алексеева

  Ответ: _________________

6. . Назовите положения, отражающие причины поражения России в войне с Японией

1)  отсутствие возможности быстрой переброски резервов на Дальний Восток

2)  внезапность нападения Японии

3)  поддержка Японии со стороны Англии и США

4)  слабая подготовка России к войне

5) сражения велись исключительно на море

6) ошибки и непродуманность действий командования России

7) численное превосходство японской армии Ответ: _________________

 7. Прочтите текст и укажите имя государственного деятеля, о ко¬тором идет речь в тексте.

«Возглавлял российскую делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 г. с Японией, за что получил графский титул и прозвище « Полусахалинский».Ответ_________

8. Посредником  в переговорах о мире выступил

а)  император Николай II

б)  император Вильгельм II

в)  президент США Т.Рузвельт    Ответ: _________________

После русско-японской войны 1904-1905 гг. территориальные потери России выразились в передаче Японии: Ответ: _________________

1.  Части Южного Сахалина  2. Северного Сахалина   3. Сахалина и всей Курильской гряды.

Тема урока: «Кровавое воскресенье» как начало  первой русской революции

 Кровавое воскресенье .Текст к уроку.

В начале XX в. в Российской империи ясно обозначились симптомы назревания революционного кризиса. Ситуацию усугубляла безуспешная  Русско-японская война. В этих условиях любое неверное действие со стороны властей могло привести к взрыву.И 9 (22) января 1905 г. взрыв случился. В этот день войска и полиция столицы применили оружие для разгона мирного шествия рабочих, направлявшихся с петицией к царю.

Инициатором демонстрации явилась официально разрешённая организация – «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», действовавшая с начала 1904 г. под руководством священника Георгия Гапона. В связи с остановкой Путиловского завода «Собрание» приняло решение обратиться к царю с петицией, в которой говорилось: «Государь! Мы пришли к тебе искать правды и защиты... Нет больше сил, государь. Настал предел терпению…». Под влиянием эсеров и социал-демократов в текст обращения оказались включены  политические требования, на удовлетворение которых рассчитывать было заведомо невозможно: созыв Учредительного собрания, отмена косвенных налогов, провозглашение политических свобод, отделение церкви от государства и другие. Ранним воскресным утром 9 (22) января 1905 г. со всех районов Петербурга десятки тысяч людей, среди которых были старики, женщины и дети, с иконами и царскими портретами в руках двинулись к Зимнему дворцу. Несмотря на имевшуюся информацию о мирном характере шествия, правительство не считало возможным позволить демонстрантам приблизиться к царской резиденции и объявило город на военном положении, выставив на пути рабочих вооружённые части полиции и регулярной армии. Императора Николая в столице не было. По демонстрантам был открыт огонь, началась паника. В результате, по разным данным, в это воскресенье, получившее в народе название «кровавого», было убито, ранено и задавлено в толпе около 4,6 тыс. человек. Трагические события 9 (22) января 1905 г. в Петербурге поколебали веру народа в царя и стали началом Первой русской революции, охватившей в 1905-1907 гг. всю Россию.

Вопросы к  домашнему заданию:

1.  Что послужило непосредственным поводом для Кровавого воскресенья?

2.  Почему рабочие решили провести мирное шествие с петицией к царю?

3.  Какие конкретные требования были изложены в петиции рабочих?

4.  Кто организовал мирное шествие и кто его возглавлял?

5.  Почему, несмотря на мирный характер шествия, было принято решение о его разгоне?

6.  Каковы были последствия открытия огня по мирной демонстрации?

7.  Как Кровавое воскресенье повлияло на отношение к монарху в российском обществе?

8.  Можно ли назвать Кровавое воскресенье началом Первой русской революции?

 Запомнить:

«Кровавое воскресенье»- — расстрел мирного шествия рабочих в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года, которое послужило началом Первой русской революции.

 

Урок 8

1 ноября  2025 года

 Тема урока: Русско-японская война 1904-1905г.             Продолжение.

Домашнее задание: §5.

 Вопросы к  домашнему заданию:

Была ли война с Японией справедливой со стороны России или это была попытка участия в разделе мира  на сферы влияния?

2 Была ли аренда Порт –Артура необходима для России? 

3. В каких двух направлениях действовала Япония против России на  втором этапе войны?

4. Можно ли сказать ,что оборона Порт-Артура стала центром  всей военной компании ?

5.  Можно ли утверждать,что бездарность русских командующих, их военная безграмотность , приблизили поражение России?

6. Как вы оцениваете решение царя Николая задействовать Балтийский и Черноморский флот в войне с Японией,чтобы добиться перелома в войне?.

7.Чем закончилось Цусимское морское сражение? 

8. .Каковы последствия войны для России?

9. .Почему условия  Портсмунского мира можно считать дипломатической удачей  С.Ю. Витте?

10.Как вы понимаете слова Витте: «несчастная война на десятки лет приблизила революцию»?

  Повторить и запомнить  главное:

Империалистическая война — это война, развязанная в эпоху крупными капиталистическими странами за передел мира, сфер влияния, колоний и ресурсов

  Русско-японская война: Империалистическая война между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей.

Портсмутский мирный договор: Мирный договор, завершивший войну, подписанный в 1905 году в США.

Осада Порт-Артура: Длительная оборона русскими войсками крепости Порт-Артур, которая закончилась капитуляцией.

Цусимское сражение: Морское сражение, в котором японский флот разгромил русскую 2-ю Тихоокеанскую эскадру.

Русско японская война 2 этап.  Краткий текст.

Николай II не мог смириться с поражением, которое сильно пошатнуло его авторитет, и он решил использовать в войне свой последний козырь – Балтийский военно-морской флот.

Адмиралу Рожественскому был дан приказ обогнуть Европу и Африку, достичь Тихого океана, встретиться с японским флотом и разгромить его.

В состав эскадры было включено 30 кораблей, многие из которых были устаревшими и тихоходными, так что несколько вышло из строя уже в начале экспедиции.

Атмосфера на кораблях была тяжелейшая – команды не горели желанием встретиться с японцами, сам адмирал безрезультатно просил об отставке.

Рожественский не верил в победу и стремился лишь прорваться во Владивосток.

14 мая 1905 г. в Цусимском проливе русская эскадра встретилась с японцами.

Портсмутский мир и итоги войны

Цусима стала настоящей трагедией для России, ещё бо́льшей, чем Севастополь в 1856 г., где против нас была не одна маленькая и только что вышедшая из феодального средневековья страна, а несколько самых развитых в мире держав.Страна, которую никто вначале не воспринимал всерьёз, не просто нанесла России поражение, но и унизила её.

Война была проиграна, а в самой России набирала силу революция, и Николай II вынужден был согласиться на мирные переговоры, которые проходили в Портсмуте (США).

Профессиональные дипломаты один за другим уклонялись от участия в переговорах, т.к. мир после поражения не принесёт славы, а неудача станет концом политической карьеры.

Более того, Николай II ставил перед дипломатами нереальную задачу «четырёх нет»:

нет уступки русской территории;

нет уплаты военной контрибуции;

нет изъятия КВЖД;

нет ликвидации русского военного флота на Тихом океане. За это гибельное дело взялся бывший в опале С.Ю.Витте, проведший очень сложные переговоры, в итоге которых Россия потеряла лишь южную часть Сахалина, признала исключительные права Японии в Корее, и уступили ей аренду Порт-Артура.

23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир, который стал вершиной дипломатического искусства С.Ю.Витте, вновь вернувшегося к власти и получившего за это графский титул (противники тут же нарекли его «графом Полусахалинским», намекая на уступки южной части Сахалина).

Русско-японская война изначально носила несправедливый характер с обеих сторон и подорвала экономику обоих государств.

Людские потери для «маленькой победоносной войны» были огромны:

Россия – ≈ 50 тыс. человек;

Япония – ≈ 86 тыс. человек.

 Дополнительное чтение.

Гулльский инцидент.

В результате хаотичной стрельбы одно английское рыболовецкое судно было потоплено, шесть получили повреждения. Один англичанин погиб (по другим данным двое), шестеро получили ранения. На борту «Авроры» были ранены два человека, включая судового иеромонаха Анастасия Рукина, скончавшегося несколько дней спустя. Великобритания кипела от ярости — русских называли «припадочными», а эскадру в целом назвали «флотом сумасшедших».

Наиболее рьяные британские политики требовали разорвать с Россией дипломатические отношения. Лондон настаивал на возвращении русских кораблей в Кронштадт, а вице-адмирала Рожественского британцы хотели отдать под трибунал

К счастью, решения своей участи Вторая Тихоокеанская эскадра ждала не в Британии, а в испанском порту Виго, где по отношению к русским не было такой враждебности.

Для расследования инцидента была собрана международная следственная комиссия, состоявшая из пяти адмиралов различных национальностей. Это первый случай, когда для установления истины собрали международную комиссию. вывод комиссии был неожиданным: «Суждения, сформулированные в сем рапорте, не бросают никакой тени на военные способности или на чувства человечности адмирала Рожественского и личного состава его эскадры». Вердикт «виноваты, но не виноваты» устроил всех, кроме англичан. Россия выплатила компенсацию рыбакам в размере 65 000 фунтов стерлингов, а также назначила раненым и родственникам погибших пожизненные пенсии.

Гулльский инцидент оказался предвестником большой беды. Вторая Тихоокеанская эскадра сумела дойти до Дальнего Востока, но там ее ожидала Цусимская катастрофа. Вырваться из Цусимского сражения удалось лишь нескольким русским кораблям, причем в их числе оказалась «Аврора», пострадавшая как раз в Гулльском инциденте.

Вице-адмирал Рожественский попадет в японский плен, затем вернется на Родину, где его обвинят в поражении. На суде он возьмет всю вину на себя и заметит: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: "Берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление!" Но у меня не оказалось нужной искры».

Его оправдают, но, несмотря на это, остаток жизни флотоводец проживет затворником и умрет в новогоднюю ночь 1909 года от сердечного приступа в возрасте 60 лет.

А так неудачно начавшая свой боевой путь «Аврора» переживет все бури XX века и останется — единственная из той эскадры — существующим кораблем и по сей день.

Урок 7

25 октября  2025 года

 Тема урока: Русско-японская война 1904-1905г.Начало.

Русско-японская война 1904–1905 гг. Краткий текст к первой части.

Русско-японская война 1904–1905 гг. началась из-за соперничества России и Японии в Азии и велась за установление контроля над Маньчжурией и Кореей.

Предпосылки конфликта

В результате японо-китайской войны 1894–1895 гг. Китай потерпел поражение. Согласно заключенному Симоносекскому договору 1895 г., Японии передавался на вечные времена Ляодунский полуостров.  В результате  давления России, Германии и Франции – Токио вынужден был отказаться от аннексии Ляодунского полуострова. В 1896 г. был заключен союзный договор между Россией и Китаем. России предоставлялась аренда Ляодунского полуострова с незамерзающим портом Порт-Артур сроком на 25 лет, а также права на сооружение Южно-Маньчжурской железной дороги. Россия также осуществляла активное экономическое проникновение в Корею. Это, как и рост русского военного присутствия в Маньчжурии, вызывало протесты со стороны Японии. 

Причина конфликта

Причиной войны стало соперничество между Россией и Японией за влияние в Манчжурии и Корее на фоне явной поддержки Токио со стороны США и Великобритании. Захватническая,колониальная война со стороны  обоих участников.

Начало.

Атака на Порт-Артур: 9 февраля 1904 года японский флот атаковал русские корабли, стоявшие на рейде Порт-Артура, выведя из строя несколько крупных судов.

Сражение в Чемульпо: В тот же день в корейском порту Чемульпо японская эскадра атаковала русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После неравного боя экипаж затопил «Варяг», а «Кореец» был взорван, чтобы не достаться противнику.10 февраля в Японии был опубликован манифест императора Муцухито об объявлении войны России.

Переход инициативы к Японии: Эти события обеспечили Японии стратегическое превосходство на море.

Основные события 1904 года

Апрель 1904 года: 31 марта на японской мине подорвался броненосец «Петропавловск», на борту которого погиб командующий флотом адмирал С.Макаров.  Его гибель была большй потерей для русского флота т.к он был сторонником активных действий..

Август 1904 года: японские войска начали осаду Порт-Артура.

 Осенью 1904 года японцы, невзирая на. колоссальные потери своих войск, предприняли еще  три штурма Порт-Артура и только 20 декабря (2 января) после одиннадцатимесячной героической обороны начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант Стессель, вопреки мнению военного совета и решимости защитников Порт-Артура продолжать сопротивление, сдал крепость. (в 1908-м военный суд приговорил Стесселя к расстрелу, который Николай II заменил заключением в крепости).

 Военные действия на суше тоже шли неудачно. Российская армия перебрасывалась на Дальний Восток очень медленно из-за огромного расстояния и недостроенной Сибирской железной дороги.

Итоги 1904 года

Несмотря на мужество и героизм русских солдат и моряков, 1904 год оказался неудачным для России. Потеря главной морской базы, поражения на суше и блокированный флот нанесли серьёзный ущерб, продемонстрировав неготовность России к современной войне на таком удалённом театре военных действий.

Вопросы к  домашнему заданию ::

1.    Каковы направления внешней политики  Николая II?

2.    Почему дальневосточное направление становится главным в планах Николая?

3.    Какие шаги предпринимает Россия для укрепления своего влияния в дальневосточном регионе? Были эти шаги правомерны?

4.  С интересами какой страны столкнулась Россия , наращивая свое присутствие в Китае? ( в Маньжурии)

5.Почему аренда Россией Ляодунского полуострава с крепостью Порт –Артур вызвало острое недовольство в Японии?

6.  Каковы причины и характер русско-японской войны?

7.  Была ли эта война справедливой ?

8. Как можно обьяснить слова министра В.К. Плеве ,который сказал: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война…»?

  9.Была ли Россия готова к войне с Японией?

10.Как себя повели европейские державы и Америка по отношению к воюющем странам?

    11. В память о каком трагическом и героическом событии на  российском флоте один из крейсеров всегда носит имя «Варяг»?

27 сентября  2025 года

Тема урока:  Зарождение социал-демократического движения в России.

  Вопросы к  домашнему заданию:

1. Что характерно для этого политического движения? Можно ли назвать социал-демократов революционерами?

2.Где зародилось это движение? В какой стране?

 3.Кто  такой Карл Маркс?

4.Как называется программный документ марксистов и кто перевел его на русский язык?

6. Как шло распространение марксизма в России?

7. Кого можно назвать «первым российским марксистом»?

8.Когда и как возникли в России социал - демократические организации?   

9.      Кто такой  Владимир Ульянов( Ленин )? Что повлияло на формирование взглядов молодого Владимира Ульянова?

10. Как называлалась организация,созданная русскими марксистами?

Запомнить термин

Социа́л-демокра́тия — политическая  идеология, опирающаяся на социалистическое, рабочее, демократическое движение, ставящая свою цель в достижении социальной справедливости.

Марксизм— это учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которое  предполагает  классовую борьбу между рабочими и капиталистами, неизбежность социалистической революции и построение коммунизма как бесклассового общества.

Урок 4

20 сентября  2025 года

Тема урока: Нарастание противоречий в обществе при НиколаеII. Появление новых политических организаций.

 Домашнее задание: §24 стр.280-284.

 Вопросы к  домашнему заданию :

1.Какие изменения произошли в развитии рабочего движения?   Проводя забастовки, ограничивались ли рабочие требованиями улучшения  условий труда и оплаты?

2 Какие требования рабочих можно назвать политическими? Чем политические требования отличаются от экономических?

3.Кто такой С.Зубатов и что такое « зубатовщина»?

4. Почему возмущенные социалисты называли «зубатовщину» « «полицейский социализм»?

5. Что происходило на национальных окраинах Российской империи?

6.  Кто такие «неонародники»?  Что изменилось в их взглядах  по сравнению с преждними  народниками?

7.Какую партию образовали новые народники?  Изменились ли методы борьбы неонародников – партии эсеров от методов борьбы народников террористов?

8.Как вы думайте, был ли у НиколаяII шанс предотвратить революцию в России?

Запомнить термины:

«Полицейский социализм» - это система действий, направленную на подавление рабочего движения с помощью полицейских мер, с одной стороны, и выполнения мелких «экономических» требований, с другой.

«Зуба́товщина» — общее название рабочих организаций, подконтрольных правительству,созданных для отвлечения рабочих от политической борьбы.  Названа по фамилии чиновника полиции Сергея Зубатова.

 Краткий текст к уроку 9 кл.

Общество рассчитывало, что новый император доведет до конца реформы своего деда Александра 2, и полностью переустроит политическую систему Российской империи. Но 17 января 1895 г. Николай в публичной речи заявил что будет охранять основы самодержавия твердо и неуклонно как его родитель.

Складывались различные точки зрения на дальнейшее устройство России

1. Министр финансов С.Ю.Витте , считал первоочередной задачей государства проведение экономических реформ, в области промышленности и финансов. Индустриализация страны нужна была не только в экономич. Смысле , но и в политическом. Витте считал , что Россия перейдет к капитализму.

2. Против Витте выступал зам.министра внутренних дел В.К.Плеве «Твердый защитник русских устоев». Считал, что у России «своя отдельная история и специальный строй». Министр считал, что инициатива перемен должна принадлежать правительству.

 Недовольство  населения вылилось в  широкий размах народных выступлений среди различных слоев российского  общества.

Общественное движение

1.      В 1899 массовые студенческие беспорядки, хотели восстановить университетскую автономию. Реакция власти: царь велел исключить зачинщиков беспорядков из университета, и отдать их в солдаты. Обстановка накалялась. В февр 1901г студент П.В.Карпович смертельно ранил министра народного просвещения Н.П.Боголепова.

2.      Весна 1902 крестьянские восстания в южных губерниях России, где крестьяне страдали от малоземелья. Толпы людей врывались к помещикам, захватывали скот, хлеб, инвентарь.

3.      Рабочие забастовки. В 1903 г. Массовые выступления, требование: улучшения условий труда, введение 8-ми час. Раб.дня., увеличение з/п.

4.      Национальное движение. Для модернизации страны нужно было единообразие во всех сферах жизни общества, единый язык, общие стандарты.  В 1899 В княжестве Финляндском ограничили права сейма .В 1901 пр-во расформировало правительственные воинские части. На еврейское население оказывалось давление. Им был закрыт доступ к гос.службе, и поэтому они вступали в революционные организации.

Зубатовский социализм 1902-1903 г

Начальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов стремился урегулировать ситуацию с рабочими в стране, внушая им мысль, что интересы пр-ва не совпадают с интересами буржуазии и что улучшить свое материальное положение рабочие смогут только при помощи государства. В 1901-1902 организованы легальные рабочие организации, за ними наблюдала полиция.

Но пр-во не стремилось не спешило принимать меры по облегчению жизни рабочих. Поэтому началась новая волна стачек в 1902-1903гг. Зубатова в 1903 отправили в отставку.

 

Урок 3

13 сентября  2025 года

Тема урока: Начало правления последнего русского императора НиколаяII.

 

 Текст к уроку:

 Николай II – Император и Самодержец Всероссийский, старший сын императора Александра III и Государыни императрицы Марии Федоровны, родился 6 мая 1868 г. в Царском Селе. Воспитание и образование Его Величества велась под личным руководством его августейших родителей, а в 1877 г. ближайшее заведование учебными его занятиями было поручено генерал-адьютанту Г.Г. Даниловичу. Учебные занятия были распределены на 12 лет, причем первые восемь лет были посвящены предметам гимназического курса, кроме того прибавлено преподавание английского языка и расширено, по сравнению с гимназическим курсом, изучение политической истории, русской литературы, французского и немецкого языков. В 1890-1891 годах цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) совершил масштабное «Восточное путешествие», в ходе которого посетил Индию, Индокитай, Китай, а также Японию и Владивосток, стремясь повысить свой образовательный уровень и укрепить международные связи. Важнейшими событиями поездки стали покушение в японском городе Оцу и открытие начала строительства Транссибирской магистрали в России. В ходе поездки Николай Александрович вел личный дневник и получил известную «татуировку дракона» в Японии. Николай II получил возможность лично познакомиться с культурой и государственным устройством стран Востока.

Начало правления Николая II пришлось на 20 октября (1 ноября) 1894 года, когда он взошел на престол после, после скоропостижной кончины отца Александра III.Произошло это в Крыму, в Ливадии, в царском имении близ Ялты. В этот же день присягу императору принесли чиновники, придворные и войска. В год вступления на престол Николай обвенчался с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской (в православии Александрой Федоровной). А спустя полтора года, в мае 1896 года, состоялась его коронация. В день торжества, в давке на Ходынском поле в Москве, погибнут больше тысячи человек — многие сочтут это дурным предзнаменованием. Это событие вызвало широкое общественное возмущение, дав Николаю прозвище "Кровавый»

Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца «придать России больше внутреннего единства путём утверждения русских элементов страны». Впрочем, несмотря на многие дарования, Николай II не унаследовал от своего отца ни властной натуры, ни способности быстро принимать решения – качеств, столь необходимых для самодержавного правителя.В первые несколько лет царствования Николая Второго в России была проведена перепись населения, а также осуществлена денежная и судебная реформы. Промышленный рост, начатый при Александре III, продолжился при Николае II, из аграрной страны Россия постепенно становилась государством с динамично развивающейся экономикой.

 Домашнее задание §24,стр.278-280.

 Вопросы к  домашнему заданию   :

1.   В каком возрасте   занял  русский престол НиколайII? Можно ли сказать ,что он был хорошо подготовлен  к своей роли нового императора?

2. Кто был Николай по своим политическим  убеждениям консерватор- монархист или либерал?

3. Какой вывод можно сделать из слов Николая: «...вводить парламенскую демократию,значит перекладывать ответственность за судьбу страны на чужие плечи»?

4. Какие личные качества  императора Николая вызывали симпатию современников?

5. С какого кровавого события началось правление    царя Николая 2, за что его и прозвали в народе « Николай кровавый» ?

6. Как повлиял экономический кризис 1900-1903 года на нарастание общественный противоречий?

Урок 2.

6 сентября 2025 г.

Тема урока:Консервативный путь АлександраIII.

 Александр III .Краткий текст к уроку.

1 марта 1881 г. народовольцы убили императора Александра II. На следующий день на престол вступил его сын Александр III (1845–1894). Он получил военное образование, поскольку его с детства готовили к военной службе. Однако после смерти своего старшего брата Николая Александр стал главным наследником престола. Большое влияние на Александра III оказал К. П. Победоносцев, который в юности преподавал ему законоведение.. Консервативные взгляды Победоносцева сформировали мировоззрение будущего российского императора. Ещё при жизни своего отца Александр III выступал за сохранение неприкосновенности самодержавия и суровые наказания для революционеров. Убийство Александра II произвело огромное впечатление на нового императора. После восшествия на престол Александр III свернул либеральные начинания отца.

29 апреля 1881 г. был обнародован Манифест о незыблемости самодержавия, который составили Победоносцев и публицист М. Н. Катков. В Манифесте авторы подчёркивали полезность самодержавной формы правления и объясняли, почему необходимо поддерживать и сохранять её.

В августе 1881 г. появилось  «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно этому положению, — любая местность могла объявляться на чрезвычайном положении, в этом случае власти имели право закрывать органы печати и учебные заведения, прекращать деятельность местного самоуправления, предавать жителей военному суду

Издательская политика Александра III:

1882 год — появление новых Временных правил о печати, усилившие карательную цензуру. Многие либеральные и радикальные газеты и журналы были закрыты.

1884 год — проведена «чистка» библиотек. Был составлен список из 133 книг, которые запрещалось хранить в библиотеках Российской Империи.

Изменения в сфере образования

 Издан Новый университетский устав, который урезал университетскую автономию. Ректоры, деканы, профессоры вновь стали не избираться.

«Циркуляр о сокращении гимназического образования («о кухаркиных детях»), в обход существующего законодательства посоветовавший не принимать в гимназии детей прислуги, кучеров, лакеев, прачек, поваров.

Изменения в судебной сфере

Сужение сферы деятельности суда присяжных заседателей, ликвидация мирового суда.

Экономика при Александре III.

Экономическое развитие Александровской эпохи происходило под знаменем таможенного протекционизма (устанавливались высокие таможенные пошлины для иностранных товаров с целью защиты отечественного производителя).

Во многом именно эта мера обеспечила экономический прогресс: растет количество заводов и фабрик

Внешняя политика Александра III

В правление Александра III Россия не приняла участие ни в одной войне, поэтому он заслужил прозвище «Миротворец». Однако в его правление на международной арене стали формироваться противоборствующие военные блоки, которые примут участие в Первой мировой войне.

В 1882 году Германия, Италия и Австро-Венгрия объединились в Тройственный союз.В ответ на это Россия нашла союзника в лице Франции.

Домашнее задание: §22

Вопросы для беседы на уроке :

1.   Что собой представлял Александр III как человек и как император? Чем он отличался от своего  отца Александра II?

2.   Докажите,что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предыдущего царствования.

3.     Какие изменения ввел новый царь в закон об освобождении крестьян?

4.   Почему внутреннюю политику АлександраIII историки называют политикой контрреформ?

5.    В каких областях жизни наступление консерваторов стало особенно заметным?

6.    Что включал в себя закон о « кухаркиных детях»?

7.Какие завоевания предыдущего царствования в области образования и печати были ликвидированы Александром III?

8.Почему реформы в области просвещения и печати подверглись столь решительному пересмотру?

 Запомнить и записать в словарь новые термины:

Консерватизм — это политическое течение, стремящееся сохранить традиционные  порядки  и ценности, избегающее перемен,реформ.( от слова консервировать т.е. сохранять в неизменном виде)

 Контрреформы – мероприятия , направленные на отмену ранее проведенных реформ.( Политика Александра III)

 Урок 1.

29 августа 2025 г.

Тема урока:  Основные события в истории России.XIX век. « Цари меняются,проблемы в стране неизменны».  Повторение изученого в 8 классе.

  I,По отдельным словам и выражениям определить,о правлении какого русского царя идет речь:

1.    Тильзитский мир;Отечественная война 1812 года;Наполеон, Победа России над французами;напрасные надежды на реформы;внук Екатерины. Это___________________________________

2.    Неожиданный приход к власти;восстание декабристов;расправа над декабристами;Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии; жесткая цензура,  промышленный переворот;для одних «рыцарь самодержавия»,для других « душитель революций по всей Европе.Это___________________________

3.    Освобождение крестьян;реформы во всех сферах жизни( судебная,военная,образовательная и так далее) народники;усиление террористических организаций;убийство царя.Это ____________________________

4.   Отказ от всех реформ,жесткое подавление прав, свобод и деятельности революционных организаций; указ о « кухаркиных детях».Это______________________________

 

II.  По цитате определите,о какой войне идет речь и кому принадлежат эти слова:

1.«Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой».____________________________________________

2.  «Османская  империя –это «больной человек» Европы и она должна умереть»

«…Больше обманывать себя нечего — Россия, по всей вероятности, вступит в схватку с целой Европой».___________________________________________

 

 III.Повторить и запомнить три даты:

 

1812-1814 г______________________________

 

1825 г.__________________________________


1861 г.___________________________________

 

  Фильм " История России в первой половине XIX  века.


 Фильм " История России во второй половине XIX  века.


 

Комментарии