6 класс


II Четверть

Урок 10 

15 ноября 2025г.

Тема урока:   Русь и Золотая Орда.

 Домашнее задание: § 18 учебник. Стр.27 и стр 30-31.

 Вопросы к  домашнему заданию устно:

1.   Как вы понимаете слово иго ?

2.     Как вы думайте, вошла Русь в состав Золотой Орды или нет?

3.    В чем проявилось зависимость Руси от Золотой Орды? Кто получал право быть великим князем  на Руси и как это происходило? 

4.   Что такое ярлык?   Документ или печать? Кто его получал?

5.    Кто такие баскаки?

6.   Что означает понятие «ордынский выход»?

7.  Какие слова скрыты под этим

 набором букв: нах, ыйбат, аорд .Напиши верно.___________________________________

 Записать в исторический словарик и выучить слова и термины: 

 Золотая Орда– государство, сложившееся в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников. 

Ярлык (указ) –грамота хана,  дающее право князю на великое княжение в XIII–XV веках. 

«Ордынский выход» – дань, которую выплачивали Орде. 

Баска́к — представитель Монгольской империи на завоёванных землях,сборщик дани.

Аудио учебник .6 класс. часть 2.§ 18



Урок 9 

9 ноября 2025г.

Тема урока: Битва на Чудском озере.( Ледовое побоище)

 1242 год

 Вопросы к домашнему  заданию:

1.   Вспомни, какие силы представляли опасность для Руси в 13 веке? В чем выражалась эта опасность?

2.   В чем проявился  полководческий талант Александра Невского? Почему его так прозвали?

3.    Почему Князь Александр Невский выбрал для битвы Чудское озеро?

4.    Почему сражение 1242г. было названо Ледовым побоищем?

5.    Сравните воружение русского дружинника и немецкого рыцаря. В чем сходство и в чем и в чем различие?

   

6. Как строили свои войска немецкие рыцари? Как князь построил свои войска?

7.     Почему Александру Невскому удалось победить в этой битве? В чем значение этой победы?

 Анимация.

Урок 8

2  ноября 2025г.


Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.

 Князь Александр Невский
.


  Читать стр 21- 23 . учебник История России .6 кл.

 Вопросы к домашнему заданию (устно):

1.   Почему именно в1240 году шведы решили напасть на Русь?

2.   В каком княжестве правил Александр?

3.    За что князя Александра прозвали Невским?

4.    Кому принадлежат слова: « Если можешь сопротивляйся.Знай я уже пришел...»?

5.  В чем причина успеха князя Александра Невского в борьбе со шведами?

6.   В каком году состоялась Невская битва ?

7.   В чем значение  победы русских в Невской битве? Сумели ли русские сохранить выход в Балтийское море и почему это было важно?

8.    Почему  Александра Невского почитают на Руси как великого героя и его именем  даже назван  один из орденов России – Орден Александра Невского?

9.   Каковы были отношения Александра Невского с Золотой Ордой?

 Отрывок из фильма"Александр Невский"



Урок 7

25 октября. 2025г.

Тема урока:  Дальнейшее продвижение монголов. Нашествие на юго-западную Русь и Центральную Европу.

 Текст к уроку.

Монгольская армия в 1338 году отправилась на северо-запад и вторглась в пределы Новгородской земли. В ходе ожесточённого штурма кочевники взяли новгородскую крепость Торжок. Казалось, богатый Новгород был обречён. Однако, не дойдя до этого города около 100 километров, монголы повернули на юг и покинули пределы Новгородской земли.Существуют разные версии о причинах этого чудесного спасения Новгородской земли. Одна из них — поход на северо-запад не входил в планы Батыя, к тому же началась весеннее таянье рек, которое усложняет конные переходы. Другая — монголы утомились от тяжелых боев и нуждались в передышке, тем более им было доподлинно известно, что Новгород обладает сильной дружиной и ополчением.На пути в степь войско Батыя задержалось у небольшого города Козельска в пределах Черниговского княжества. Жители города отказались сдаваться и защищали свой город в течение семи недель.Монголы истребили всех защитников Козельска. Удивлённый упорством жителей Козельска, хан Батый назвал его «злым городом».

Перезимовав в степях, армия хана Батыя в 1239 г. снова обрушилась на русские земли. На этот раз основному удару подверглась Южная и Юго-Западная Русь. Сначала кочевники разорили Переяславское и Черниговское княжества.Осенью 1240 г. монголы под предводительством Батыя подступили к Киеву, который в это время находился под властью князя Даниила Галицкого. Однако сам князь предпочёл уехать в Галицкую землю, а во главе защитников города поставил воеводу Дмитра.Древняя столица Руси — Киев — была защищена глубоким рвом и прочными стенами. Монголы долго осаждали город. В итоге им удалось сломать стены и ворваться внутрь. Защитники отчаянно сопротивлялись. В стремлении спастись киевляне спрятались в Десятинной церкви, а также на её кровле. Но кровля обвалилась и погребла под своими обломками горожан. Среди последних уцелевших защитников города был воевода Дмитр. Монголы взяли его в плен, но, восхитившись храбростью воеводы, сохранили ему жизнь и отпустили.В марте 1241 г. монголы перешли Карпаты и вторглись в европейские королевства.За четыре месяца Батый захватил всю Южную и Юго-Западную Русь и вышел к границам европейских стран — Польши и ВенгрииВ 1241 году Батый прошелся разрушительными походами через земли поляков, венгров, чехов. Были захвачены столицы Польши — Краков и Венгрии — Будапешт. Однако еще в Чехии и Польше Батый потерпел свои первые поражения. Хорватия стала последней точкой, до которой дошли татаро-монголы. В 1242 году Батый повернул обратно.

В низовьях Волги хан Батый основал собственную столицу — Сарай-Бату, которая стала столицей огромного государства — Золотой Орды.

 Вопросы к  домашнему заданию:

1.Чем закончился поход монголов  на Новгород? Почему хан Батый принял решение «повернуть морды коней на юг»  ?

2. Какой город оказывал монголам сопротивление около двух месяцев и назван Батыем « злым городом»?

3. Где подкрепило свои силы ослабленное войско хана  Батыя летом 1338 года?

4. Что задумал хан Батый,получив подкрепление от главного хана?

 5. Что подразумевали монголы ,когда планировали завоевать все «вечерние страны» до «последнего моря» ,как завещал Чингисхан?

6. Какое сопротивление оказал монголом  Киев?

7. Какие страны Центральной Европы были разорены монголами в 1240-1241 годах?

  8. А.С.Пушкин писал ,что  Западная Европа была спасена « растерзанной Россией».Как вы понимаете эти слова великого поэта? 




Комментар

  I Четверть.

Урок 5

27сентября. 2025г.

Тема урока: Дальнейшее продвижение хана Батыя. Покорение монголами Владимирского княжества.

Домашнее задание:§16,стр.14.

 Аудоучебник § 16.


   Вопросы к  домашнему заданию  :

 1. Вспомните , кто возглавил армию монголо-татар в новом походе против Русского государства?

2. Вспомните, какое княжество первым пострадало от монголо-татар?

3.Как вы думайте,почему монголы начали свое наступление на Владимирское княжество  поздней осенью,когда реки замерзли?

4.Что предпринял князь Владимиро-Суздальского княжества Юрий Всеволодович,чтобы спасти свое княжество?

5.   Что случилось с семьей князя Юрия?

6.   Чем закончилась битва на реке  Сить?

7.  Почему новгородский князь  Ярослав не пришел на помощь своему брату?

8.   Соедините стрелками понятия:

Рязань                              Гибель русских князей

 Битва на Калке                  Поход на Русь

  Хан Батый                            Евпатий Коловрат.

 Запомнить слово:

Покорять —. Насильственно устанавливать свою власть, завоевывать (страну, город).

Существительное- Покорение.

   Фильм - анимация."Героизм россиян"из серии"История государства Российского"Н.М Карамзина.



Урок  20 сентября 2025 г.

 Тема урока :  Нападение хана Батыя на Русь.  Завоевание монголами Рязанского княжества.


Текст к уроку.

Нападение хана Батыя на Русь.Завоевание монголами Рязанского княжества.

Вождь монголов Чингисхан умер в 1227 году. Он оставил своим сыновьям завещание обложить данью завоеванные земли и идти дальше войной на города Западной Европы.После смерти старшего сына Чингисхана страны к востоку от Уральских гор и Каспийского моря достались внуку хану Батыю. Батый вместе с несколькими сотнями тысяч кочевого народа перешел реку Урал и медленно двигался в сторону Руси. Это было огромное войско Впереди них скакала боевая конница хана Батыя, опустошая все на своем пути. Первый удар был нанесен в декабре 1237г. по Рязанскому княжеству Рязанский князь попросил помощи у владимирского князя Юрия Всеволодовича.Тот направил  только небольшой отряд. Батый потребовал от рязанских жителей выплаты дани (одна десятая часть от всего что имели). Рязанский князь Юрий направил к Батыю для переговоров своего сына Федора.Получив от Федора отказ, убили молодого князя. А вскоре погибла и жена его, Евпраксия: монголы собирались доставить ее к своему хану, и княгиня, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась с высокой башни и разбилась насмерть.Рязань сопротивлялась 6 дней. 21 декабря 1237г. монголы взяли город Рязань была стерта с лица земли, население перебито.Рязанский князь и его семья также погибли.

 Подвиг Евпатия Коловрата.

Узнав о разорении Рязани Батыем,воевода по имени Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся домой в Рязань из Чернигова . Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Ему удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя.И начали сечь без милости…»Ордынцы несли большие потери. Не ожидавшие удара со стороны опустошенной ими Рязанской земли, они пришли в ужас. «Казалось, это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя». Но схватка была неравной и Коловрат погиб . И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им,а Евпатия похоронть с честью ». 

Домашнее заданиеУметь ответить на следующие вопросы (Частично устно,частично писменно)

1.Кто стал править моголо-татарами после смерти Чингисхана?    Кто такой хан Батый? Кем он приходился Чингисхану?_____________

2. Какие планы вынашивал в голове новый правитель монголов_________________________________________

3. В каком году начал он свое наступление на Русь?_________________

4. Какое княжество  стало  первой жертвой монголо-татар?_____________________

5. Кто правил в это время  в Рязанским княжестве?_________

6. Что предпринял князь Олег,чтобы спасти свою землю?

7. Как повели себя другие князья по отношению к Рязанскому княжеству? Какую ошибку он повторили ?

8. Как защишали свою зелю жители Рязани?

9. Как вы думайте почему, монголо-татарам удалось одержать победу? Назовите несколько причин

А)

Б)

Запомнить новые слова:

  Нашествие -  нападение  одного государства на другое.

 Жертва- человек или государство, потерпевшее   несчастья от кого-то или  от чего-то( в данном случаи от наподения монголов.

Урок 3.

13 сентября 2025г

Тема урока: Историческое наследие  Монгольской империи


 Домашнее задание: §15,стр.7-9.

 Вопросы к домашнему заданию:

1.   .На  сколько частей  Чингисхан разделил свою империю_____?

2.    Как называли монголы отдельную часть империи,которую получали сыновья хана по наследству? Слово из 4 букв

У_ _С.?

3.    У какой страны моголы переняли систему упраления такой большой империей________________?

4.    Для чего монголы провели перепись населения всех завоеванных земель?___________________________

5.    Как называли сборщиков дани? __________________

6.    Почему мы называем Монгольскую империю многонациональным государством?__________________________

Ответить устно.

7.    Чему полезному научились монголы у китайцев?

8.    Как относились монголы к религиям  покоренных народов?

9.   Какие вы можите перечислить отрицательные последствия монгольских завоеваний для других народов?

Запомнить и записать в исторический словарь новые слова:

Баскаки- сборщики дани.

Улус – « владение» или «удел»,часть Монгольской империи,на которые получили сыновья  хана по наследству.

Урок 2.

6 сентября 2025г

Тема урока: Первое столкновение русских с монголами на реке Калке.1223год.

Вопросы к  домашнему заданию :

1. Что собой представляло монгольское войско? В чем была его сила?

2. Почему монголы вели постоянные захватнические войны?

3. Каким было русское государство на момент  нападения монголо –татар? Было оно сильным  и способным себя защитить или нет? Почему?

4. Где произошло первое столкновение русских князей с монголами? В каком году?

     5. Почему русские князья потерпели поражение?

 Запомни дату : 1223 год – Битва на реке Калке.

 Запомните новые понятия:

  Тактика- составная часть военного искусства,поведение в бою.

 Поражение- проигрыш, явная неудача в борьбе или в войне.

 История государства Российского.  Н.М.Карамзин. Серия 67.

 " Битва на Калке"



Урок 1.

29 августа 2025г

Тема урока: Монгольская империя.Изменение политической карты мира.

 Домашнее задание :§ 15. История России.6 кл. часть 2
 
Учебный материал к уроку: презентация,текст, аудио учебник.видео.


Аудио учебник 6 класс.§15.

  Монгольская империя

Издавна в степях к северу от Китая жили племена монголов,и татар. В начале 13 века после долгих и жестоких войн монголы покорили соседние племена. В ХIII веке на лесостепных рубежах Евразийской степи зарождается новая сила – монголы

Чингисхан

В 1206 году монгольская знать собрала съезд, на котором великим ханом был избран коварный и беспощадный Темучин. Его также называли Чингисхан, что означает «небесный хан».С этого момента началось создание Монгольского государства.Чингисхан считал своей основной задачей создание такой державы, в которой все были бы покорны правителю. Управление Монгольским государством было основано на десятичной системе. Всё население разделили на тумены – в каждый входило десять тысяч человек. Тумены делились на десятки, сотни и тысячи. Смертная казнь грозила тем, то пытался перейти из одной десятки, сотни или тысячи в другую.Также по десятичной системе было организовано монгольское войско.Вся власть была сосредоточена в руках Чингисхана. В управлении ему помогали многочисленные родственники.Был создан свод законов – «Великая Яса». Теперь все правила жизни и поведения населения государства были регламентированы. Столицей своей империи Чингисхан сделал город Каракорум.Чингисхан мечтал покорить весь мир. Его армия была огромной и не могла существовать без ведения войн и захвата добычи. Войско Чингисхана постоянно пополнялось воинами из племён, которые были покорены монголами. Только представьте, личная охрана великого хана насчитывала десять тысяч человек.В 1211 году монголы напали на империю Цзинь. В ходе войны стали очевидны преимущества армии Чингисхана. Монгольские всадники умело пользовались луками. Особой была тактика маневрирования конницы. Всадники перемещались по условному знаку, который флагом подавал военный начальник.К 1215 году империя Цзинь была завоёвана. Монголы переняли китайскую военную технику. Они стали использовать камнемётные и огнемётные машины, осадные башни и тараны. Военные специалисты из Китая были включены в состав войска Чингисхана.Монгольскому хануудалось покорить кочевников, живших к западу от его империи. Затем Чингисхан напал на Хорезм. Города, которые оказывали сопротивление монголам, уничтожались. В живых оставляли только ремесленников и тех, кто мог выполнять подсобные работы. Монгольские завоеватели действовали с ужасающей жестокостью. Покорённые народы облагались данью и были обязаны поставлять в армию Чингисхана воинов.

Великий хан замышлял покорение всей Европы.

Монгольская империя была крупнейшим государством своего времени. В период расцвета на её территории проживало около ста десяти миллионов человек.Империя была разделена на четыре части – улуса – которыми правили потомки Чингисхана. Главным являлся улус великого хана. Его центр находился в Пекине, а сам улус назывался Юаньская империя, основателем которой был хан Хубилай, внук Чингисхана.

Люди, жившие в Монгольской империи, говорили на разных языках, исповедовали разные религии. Для управления таким огромным и многонациональным государством была необходима чёткая система.Великий хан Мунке провёл перепись населения завоёванных земель. Образование империи требовало изучения языков. Стали готовить переводчиков, издавать словари и справочники. Большое значение в Монгольском государстве придавалось почтовой службе. Ведь с её помощью можно было доставлять послания в самые отдалённые уголки империи. Почта была нужна не только чиновникам, но и миссионерам и купцам.Происходило взаимовлияние европейской и монгольской культур. Европейцы познакомились с китайскими изобретениями – стали использовать компас и порох, переняли идеи книгопечатания. После начала ввоза шёлка в Италию, здесь открыли собственное производство этой ткани.

Монголы терпимо относились ко всем религиям. Покорённые ими народы продолжали верить в своих богов. Местное духовенство освобождалось от выплаты дани.После принятия монголами ислама началось распространение этой религии по всей территории империи.

 Фильм " Армия Монгольской Империи. В чем была ее сила"


Н.М.Карамзин.История государства Российского .Серия 65.  Происхождение татар. Чингизхан.

Вопросы к домашнему заданию :

1.Кто такие монголы ?Почему их стали называть на Руси монголо-татары?

2. Где расположена их родина?

3.Кто такие кочевники и почему они представляют опасность для соседних народов?

4.Вспомните с какими кочевыми народами вы уже сталкивались ,при изучении истории древней Руси?

5. Кто стоял во главе всех монгольских племен? Кто такой Чингисхан?

6. Какие  территории  завоевали монголы в 1209- 1221  годах?

7. Чему научились монголы у китайцев?

8. Почему монголы представляли большую опасность для жителей Руси?
 


Комментарии